Найти в Дзене
ТыжИсторик

Как "Кока-Кола" стала любимым напитком фюрера

Автор: Прохожий.

Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

Если заинтересоваться происхождением бренда «Fanta», то на свет сразу же выплывет довольно занимательная история. Газированный напиток появился в 1940 г. в Германии, когда немецкое подразделение компании Coca-Cola GmbH, в результате блокады, лишилось сиропа, необходимого для производства «Кока-Колы». Оборотистый руководитель подразделения Макс Кайт решил создать новый продукт, на основе дешёвых ингредиентов, которые можно было найти на месте.

В ход пошёл яблочный жмых (отходы от производства сидра) и молочная сыворотка (побочный продукт сыроваренного производства). Получившийся напиток имел жёлтый цвет, но, был далёк по вкусу от современной апельсиновой «Фанты». В ходе мозгового штурма Кайт призвал коллег «использовать всё своё воображение» (нем. Fantasie), чтобы придумать название. «Fanta», - сходу произнёс менеджер по продажам Джо Книпп. Вроде бы на этом можно и закончить, но происхождение «Фанты» это не конец истории, а только маленькая верхушка громадного айсберга в отношениях американской газированной компании с Третьим Рейхом…

Немецкая реклама Фанты 1941 года. Изображение из открытых источников.
Немецкая реклама Фанты 1941 года. Изображение из открытых источников.

Среди рассказов о попавших в США немецких военнопленных можно встретить забавный эпизод. Солдаты, прибывшие в лагерь под Нью-Джерси в 1945 году, очень заволновались и начали показывать руками на штабеля «Кока-Колы». Суровый американский сержант, несколько сбитый с толку странным поведением подопечных, немедленно потребовал объяснений. – Мы очень удивлены, - объяснил на ломанном английском один из пленных, - что в Америке тоже есть «Кока-Кола».

Представленная в США с 1886 года «Кока-Кола» дебютировала на немецком рынке в бурные дни Веймарской Республики, когда неутомимый дилер Рэй Ривингтон Пауэрс в 1929 г. наладил на месте розлив напитка в бутылки. Ривингтон был просто гений маркетинга. К 1933 году продажи «Кока-Колы» в Германии выросли с 6 тыс. до 100 тыс. ящиков в год. Такие цифры было невозможно игнорировать и Coca-Cola GmbH получила торговую марку и лицензию на производство напитка коричневого цвета на быстро растущем новом рынке.

Однако, несмотря на гений Пауэрса, он не особо заморачивался по поводу бухгалтерской отчётности, что в итоге привело буквально к экономическому коллапсу подразделения. В 1933 г. к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер и, том же году, во главе Coca-Cola GmbH встал такой же беспринципный лидер Макс Кайт, который в короткое время привёл финансы в порядок и построил деятельность компании, в соответствии с немецкими реалиями. С этого времени два красно-белых знамени реяли практически в идеальной симметрии.

Глава Coca-Cola GmbH Макс Кайт. Фото из открытых источников.
Глава Coca-Cola GmbH Макс Кайт. Фото из открытых источников.

В то время, как нацистская партия захватывала правительственные учреждения Германии и контролировала общественное мнение с помощью пропаганды и зрелищ, Coca-Cola GmbH расширяла свою деятельность, открывая новые заводы по розливу напитков и склады с круглосуточным графиком работы и трудовой этикой, которой мог позавидовать даже Вермахт.

Рекламная кампания, убеждавшая население, что газированный напиток является прекрасной альтернативой пиву, работала в стиле настоящего блицкрига. Кричащие лозунги призывали немецкую рабочую силу отложить на время инструменты и выпить освежающую бутылку «Кока-Колы». Всякий раз, когда Гитлер появлялся на обложке журнала, на обороте обнаруживалась реклама «Кока-Колы». Если министр пропаганды доктор Геббельс заказывал Спортпаласт для манифестаций, рекламные щиты «Кока-Колы» в обязательном порядке появлялись снаружи, прямо там, где верные партайгеноссе стояли в очереди.

Однако, когда власть нацистов достигла апогея, внезапно, Coca-Cola GmbH столкнулась с проблемами. Немецкое подразделение очень сильно ассоциировалось с США и настроения населения оборачивались против компании. Кроме того, масла в огонь подливали конкуренты. В 1936 г. немецкая компания «Афри-Кола» начала распространять фотографии крышек с бутылок «Кока-Колы» из США, на которых была изображена иудейская вязь, в качестве подтверждения кошерности выпускаемой продукции. На самом деле «Кока-Кола» пыталась закрепить за собой все торговые ниши, однако с точки зрения нацистской идеологии выходило, что история успеха безалкогольного напитка тесно связана с еврейским заговором.

Немецкая реклама Coca-Cola 1930-х годов. Фото из открытых источников.
Немецкая реклама Coca-Cola 1930-х годов. Фото из открытых источников.

Один из баварских производителей родниковой воды, посчитавший, что понёс большие убытки в виде упущенной выгоды, тоже принял участие в травле компании, написав в Министерство продовольствия и сельского хозяйства в Берлине, что «было бы интересно узнать, насколько активен еврейский капитал в Coca-Cola GmbH».

Продажи компании резко обвалились и даже нацистская штаб-квартира отменила заказы, вынудив Макса Кайта отрицать какую-либо связь с евреями в статье, размещённой в пропагандистском листке партии «Дер Штюрмер». При этом, публикация немедленно ударила по американской компании «Coca-Cola». Патриотические силы в США стали кричать, что «Coca-Cola» поддерживает и финансирует Гитлера! Какой удар по всеамериканскому, суперпатриотическому имиджу! Здесь правда следует отметить, что экономическое и общественное давление оказывалось на немецкое подразделение целенаправленно, заставляя руководство компании дёргать в США за различные ниточки, занимаясь лоббированием интересов нацистов.

Тем не менее, Макс Кайт сумел оградить свой бизнес от нападок и, постепенно, приспособился к тоталитарному режиму, сделав всё, чтобы красно-белые цвета «Кока-Колы» ассоциировались с цветами нацистской партии. В этом деле настоящим триумфом компании стали Олимпийские игры 1936 г. в Берлине. «Кока-Кола» с энтузиазмом спонсировала мероприятие, предоставив в распоряжение устроителей спортивного праздника стенды и фирменные брошюры, изобилующие олимпийскими фактами. Всего этого было достаточно, чтобы фирма пригласила главного босса Coca-Cola Company Роберта Вудраффа в Берлин, чтобы он лично убедился в проникновении бренда на немецкий рынок.

Реклама Coca-Cola с летних Олимпийских игр 1936 года. Фото из открытых источников.
Реклама Coca-Cola с летних Олимпийских игр 1936 года. Фото из открытых источников.

Когда военные барабаны забили чёткий ритм Аншлюса, Coca-Cola GmbH позаботилась о том, чтобы её видели шагающей в ногу с пробудившейся нацией. В марте 1938 года, когда Вермахт осуществлял «бескровное вторжение» в Австрию, Макс Кайт председательствовал на Девятом ежегодном конгрессе концессионеров, провозгласив свою лояльность нацистской партии. По воспоминаниям участников, над столом президиума был размещён огромный баннер с надписью на немецком языке: «Coca-Cola является всемирно известной торговой маркой уникального продукта компании Coca-Cola GmbH». Прямо над ним притягивали взгляд три гигантские свастики на красно-белом фоне. За главным столом сидел Макс Кайт в окружении своих заместителей, а перед ним была размещена ещё одна свастика. Собрание завершилось торжественным обещанием Coca-Cola оказывать всемерную поддержку партии и громким троекратным «Зиг Хайль!» в честь обожаемого фюрера.

На другом съезде Макс Кайт заказал торжественную мессу «Зиг Хайль» в честь 50-летия Гитлера, чтобы отметить «глубочайшее восхищение и благодарность фюреру, ведущему нацию к блестящим успехам.» Ещё более вызывающим было зрелище на выставке достижений немецкого хозяйства Рейхсаусстеллунг Шаффендес Фольк в Дюссельдорфе. Coca-Cola GmbH втиснулась в план этого пропагандистского фестиваля с миниатюрным поездом для увеселения детей, образцовым заводом по розливу напитков, который мог мыть, наполнять и закрывать 4 тыс. бутылок в час и 16-метровым прилавком для обслуживания, за которым ошеломлённым размахом обывателям подавали ледяную «Кока-Колу». Всё это время витрины, модели и рекламные буклеты буквально кричали о важности Coca-Cola GmbH для немецкой экономики. Даже Герман Геринг, заражённый всеобщим восхищением, остановился, чтобы насладиться прохладным стаканом коричневого напитка – момент, которым не преминули воспользоваться фотографы компании.

Немецкая реклама Coca-Cola 1930-х годов. Фото из открытых источников.
Немецкая реклама Coca-Cola 1930-х годов. Фото из открытых источников.

«Наш напиток – это Volksgetränk» («народный напиток»), - хвасталась компания в 1937 г. Поговаривали, что сам фюрер наслаждался охлаждённой «Кока-Колой», потягивая её во время просмотра «Унесённых ветром» в своём личном кинозале.

После аннексии Судетской области в июне 1938 г. Макс Кайт стремительно ворвался на оккупированную территорию, поскольку там ещё не действовало немецкое законодательство, ограничивающее использование стекла в упаковке – его применяли в прицелах бомбардировщиков и танков, электронно-лучевых трубках, радарах и многом другом. Стекольная промышленность была традиционной отраслью для судетских немцев, и внезапно, её огромный потенциал стал доступен. Строительство новых заводов по розливу в Судетах не только спасло знаменитую бутылку Coca-Cola в Германии, но и продемонстрировало приверженность компании политике партии на новых рубежах Рейха.

Немецкая реклама Coca-Cola 1930-х годов. Фото из открытых источников.
Немецкая реклама Coca-Cola 1930-х годов. Фото из открытых источников.

Лояльность Coca-Cola GmbH нацистской власти не осталась незамеченной и, по мере того, как война накрывала всё большие территории, Макс Кайт получил мандат на управление вражеской собственностью. Под его прямой контроль попали производители безалкогольных напитков на оккупированных территориях Франции, Нидерландов, Люксембурга, Норвегии и Италии. При этом, внезапно свалившуюся власть Макс Кайт употребил для расширения своей газированной империи.

Безусловно, верно, – утверждала компания Coca-Cola после войны, - что Макс Кайт действовал исключительно в интересах фирмы. Но в своей жажде наживы он был только рад воспользоваться возможностями, предоставляемыми нацистским режимом, в том числе без оглядки используя труд узников концлагерей. Тем не менее, Макс Кайт гордился своей долгой и упорной работой в компании. В конце апреля 1945 г. он распорядился отправить телеграмму в головной офис в Атланте: «Coca-Cola GmbH все еще функционирует. Присылайте аудиторов».

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и оставайтесь на связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.

ССЫЛКА на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА

Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

В продолжение, для любителей историй из жизни современного искусства:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ КАК ДВА НЕСОВМЕСТИМЫХ ПОНЯТИЯ

Еда
6,93 млн интересуются