Найти тему
Андрей Мятиев

Французский туристический велосипед оригинальной конструкции Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея.

Показываю очередные шедевры мирового велосипедостроения из закромов Веломузея! Прекрасной сохранности французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года, производства компании Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne (Manufrance). Эта известнейшая фабрика располагалась в промышленном городе Сент-Этьенне.

Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Несмотря на выпуск военного времени, качество данного аппарата весьма высокое! По своей конструкции и дизайну велосипед очень характерен для французской школы велостроения 1940-х годов - ручные рычажные тормоза с тросовым приводом, механизм переключения передач, багажник с инструментальными сумками, спортивная посадка - все это очень узнаваемо и повторено множеством французских производителей во множестве вариантов! Велосипед весит около 13 килограмм и имеет полный комплект необходимых аксессуаров – переднюю фару, генератор и задний фонарь, насос, а также противоугонный кодовый замок, блокирующий заднее колесо. На вертикальной трубе руля сохранилась табличка годового велосипедного налога, уплаченного в 1940 году. По всей видимости, велосипед позднее и не эксплуатировался, так как износ частей минимален, а повреждения вызваны небрежным долговременным хранением. Несмотря на характерный для французских производителей дизайн модели, она имеет и необычные технические решения, присущие именно этому производителю. В первую очереди это касается оригинальной конструкции ободных тормозов. Обращает внимание необычное расположение переднего – позади перьев вилки. Задний тормоз тоже нестандартный и имеет своеобразную систему привода рычагов. Конструкция тормозов разработана компанией и на нее был получен патент. Переключатель передач с двухтросовым приводом по конструкции идентичен известной системе Cyclo, но изготовлен также на фабрике Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne. Багажник несъемный и является частью рамы.

Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1890 году каталог продукции компании был издан тиражом 300000 экземпляров и разослан всем французским охотникам бесплатно. Огромным преимуществом компании стало то, что она первой во Франции начала торговлю по почте – заказ осуществлялся по каталогу, а товар доставлялся почтой. В 1892 году открылся первый магазин мануфактуры в Париже. К этому времени велосипеды Hirondelle составляют серьезную конкуренцию ведущим английским брендам, царящим на французском рынке. К 1900 году во всех французских колониях уже открылось 80 магазинов и представительств фирмы. Предприятие активно занимается изобретательской деятельностью и внедряет свои новинки, защищая их патентами. Жан Фазано (Jean Fasano), изобретатель и заместитель директора мануфактуры, разрабатывает свою конструкцию свободного хода, которая применятся на большинстве моделей Hirondelle. В 1902 году им же изобретена и запатентована конструкция привода «ретро-директ» (rétro-directe), обеспечивавшего перемену передачи при вращении педалей вперед или назад. В 1905 году 2-х и 4-скоростные велосипеды с передачей «ретро-директ» были награждены золотыми медалями на конкурсе TCF. В 1908-м была введена унификация большинства частей велосипедов разных моделей, с целью упростить производство, уменьшить себестоимость и увеличить объемы серийного производства. В 1911 году Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne получила коммерческое название Мануфранс (Manufrance). В 1913-м Manufrance выпустила велосипед модели Grand Tourism с 6-скоростной передачей «ретро-директ».

Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Посмотрите обзор еще одного необычного велосипеда марки Hirondelle из коллекции Веломузея:

Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Весьма интересна история компании Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne (Manufrance). В 1887 году молодые предприниматели: 23-летний Этьен Мимар (Etienne Mimard) и 29-летний Пьер Блашон (Pierre Blachon) выкупили Французскую Оружейную и Стрелковую Мануфактуру (Manufacture Française d’armes et de tir). Этьен Мимар, сын оружейника, увлеченный изобретательством и механикой, к тому моменту уже опытный предприниматель, решает дополнить оружейное производство изготовлением велосипедов, мода на которые начинает покорять Европу. Он быстро оценил перспективы изготовления велосипедов на налаженном оружейном производстве. Схожесть производственных процессов, наличие оборудования и опытного персонала, налаженные поставки сырья – все это должно было способствовать освоению новой продукции, спрос на которую быстро рос.

Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Первые велосипеды были заказаны у стороннего производителя, а компания занималась их продажей и обеспечивала ремонт. В 1888 году Мимар и Блашон основали бренд Hirondelle (Ласточка). В 1889 году началось производство нескольких моделей велосипедов собственной конструкции, среди которых выделялась фантастическая по дизайну модель с закругленной рамой. Имея опыт оружейного производства, владельцы компании максимально стандартизируют все элементы своей велопродукции, что не только удешевляет производство, но облегчает эксплуатацию и ремонт владельцам велосипедов. Производство охотничьего оружия тем временем продолжалось и являлось основным источником дохода компании.

Рекламный каталог Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne 1923 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный каталог Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne 1923 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В межвоенный период компания успешно развивалась, благодаря грамотному управлению и внедрению передовых технологий. Этьен Мимар совершенствовал свою промышленную стратегию, путешествуя по Соединенным Штатам, Великобритании, черпая там идеи и перенимая опыт. Мимар интересовался научной организацией труда и успешно использовал на своей мануфактуре идеи Генри Форда – как производственного, так и социального характера. Была построена система повышения квалификации персонала; активно внедрялась автоматизация и механизация производственных процессов. Большое внимание уделялось социальному обеспечению работников. Этот просвещенный патернализм сильно пошатнулся во время стодневной забастовки 1937 года, когда мануфактура понесла огромные убытки.

В годы Второй Мировой Этьен Мимар отказался сотрудничать с немецкими оккупационными властями. В 1944 году основатель фирмы незадолго до своей смерти передал муниципалитету Сент-Этьена половину своих акций. 40 лет спустя, в середине 1970-х годах, когда разразился мировой нефтяной кризис, мэрия не могла справиться со своими обязанностями управляющего делами мануфактуры Manufrance, в результате чего дела фирмы шли все хуже и хуже. В 1980 году коммерческий суд Сент-Этьена объявил о банкротстве компании. Произошел ряд реорганизаций, но в 1985-м компания окончательно прекратила свое существование, а имущество и недвижимость были распроданы.

Посмотрите обзоры различных моделей велосипедов французских производителей:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский туристический велосипед Hirondelle 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный каталог Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne 1923 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный каталог Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne 1923 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.