Нынешнюю акцию МЕТРО на тихие вина Франции можно смело назвать "Бац". Не только Пратчетт мог писать такие романы, в МЕТРО тоже не лыком шиты. Поэтому вместо рекомендаций, какое бы вино прикупить в МЕТРО по акции, ибо прикупить там нечего, совсем другие сегодня размышления. О взаимоотношениях торговой сети и покупателя.
До клиентоориентированности мы, безусловно, дорастем нескоро. Такое ощущение, что менеджменту наших сетей понятие "клиент" незнакомо. Или вот хотя бы "покупатель". Они там вообще знают, что у них есть покупатели? И даже вот, например, постоянные.
Вот менеджмент МЕТРО проводит более десяти винных акций в году по одной схеме: скидка 30% при покупке от 3-х бутылок, на промо-ценники скидка действует как дополнительная. Покупатель, естественно, привыкает и рассчитывает на эти акции. Буквально неделю назад таким образом была проведена акция на игристое вино. Шампань исключили, ну ладно.
Прошла неделя, по графику тихие вина Франции, акция объявлена. И все бы хорошо, но наблюдается неожиданная ремарка "в акции не участвуют артикулы из действующих каталогов и иных действующих акций". То есть все красные ценники из акции исключены. Счастье вдруг в тишине постучало в двери.
Коммерческого смысла в этой акции никакого. Без промо-цен найти что-то для покупки сложно, да и желания никакого. Остается только полюбоваться на ценник Шато Ле Крок, к примеру.
Или даже второго вина того Шато, Chateau La Croix. И прикинуть, куда бы тут приткнуть скидку 30%. Точнее, сколько раз ее надо бы тут применить, чтобы получилось что-то адекватное.
Как покупатель я реально не понимаю, зачем объявлена такая акция. Не было бы ее - и вопросов бы не было. А так определенно возникает ощущение, что мне показали средний палец. При этом в МЕТРО ничего такого в виду не имели, они там просто в принципе о покупателе не думали, его взглядах и ожиданиях, к чему им. У них свой внутренний мир, у них запланирована акция, дать хорошие цены они не посчитали возможным, ну и вот, чего такого-то. И даже в каких-то своих соцсетях им ни разу не придет в голову как-то извиниться или что-либо попробовать объяснить, они там привычно щебечут про "ах, у нас скидка на вина Франции".
Да, можно сказать, что сеть МЕТРО нам ничего не должна, но есть и обратная сторона вопроса - мы сети МЕТРО тоже ничего не должны. Свои деньги отнесем еще куда-нибудь. Мало ли мест, где можно купить вино. Правда, это в Москве мы сильно разбалованы, а вот в регионах-то печаль и выбор магазинов такого калибра невелик.
Вообще наш винный ритейл - это некая загадка. Зачем у них такие регулярные цены, откуда они таких моделей набрались. Почему у нас такое приятное, казалось бы, дело как покупка вина - это сложный нервный квест и погоня за скидками. Все-таки даже вполне обеспеченные люди не испытывают радости от покупки чего бы то ни было втридорога.
Хотя некоторые наши торговые сети все же вселяют оптимизм. Это даже удивительно. Там отчего-то в курсе о существовании немаловажной фигуры "покупатель" и хотят этого покупателя именно что "привлечь".
Например, в плане модели и общего подхода один из моих фаворитов последнее время - сеть ДА. Вот кто не грузит человека ничем. Никаких дисконтных карт, кешбэков и необходимых мобильных приложений. Да, выбор вин не то чтобы большой, но есть, и соотношение цена-качество очень приличное.
Пришел, купил Пино Блан Эльзаса за 499 рублей, и ушел. На кассе размышляешь, чего бы тут такое дисконтно-лояльное предъявить - а ничего, только деньги. Какая радость.
При этом вполне сносный выбор того же Бордо, самое дорогое - 1099 рублей со скидкой, или 1199, когда без. И может оказаться не хуже того же Ле Крока.
Конечно, "Красное и Белое" - гениальная модель. Клиентоориентированная, это точно. Очень рыночно жесткая, и именно благодаря конкуренции с "КиБ" другие сети вынуждены снижать цены хоть как-то. Но очень уж нецивильные и маленькие магазины у "Красного и Белого". Схватить бутылку и убежать поскорее - не самый приятный способ покупки вина. Но респект, безусловно.
А вот ЛЕНТА как раз берет цивилизацией и всяким электронным модерном. Тут приходится вникать в дисконтную программу, втягиваться в эту игру, каждый месяц выбирать любимые категории для кешбэка.
Но это как-то так, довольно весело и несложно, и того стоит. ЛЕНТА - очень уверенная сеть в целом, хотя с виной стратегией у них все-таки определенный провал. При этом за удобство покупки с ручным сканером им многое прощаешь, даже цены на вино.
Ассортимент в ЛЕНТЕ все-таки очень неплох, иногда проскакивают суперскидки 50% и выше на вино и крепкий алкоголь. Иногда и скидки 35-40% выглядят неплохо, особенно учитывая дополнительные 5% на карту баллами.
Глобус развернулся мощно. Особенно новые огромные гипермаркеты впечатляют. Собственное производство, общий уровень качества продуктов.
И большие винотеки, конечно. Цены регулярные тоже сильно так себе чаще всего. Но постоянно есть приличные скидки на что-нибудь.
Перед Новым годом, да и после, очень были интересные предложения.
Да, покупатель, он ветреный и морально неустойчивый. Сегодня ему нравится одно, завтра другое. Он любит низкие цены и не любит высокие. Не всем торговым сетям это приятно и понятно. Но почему-то одни ритейлеры работают на привлечение покупателя в магазины, а другим - как-то фиолетово. Не плевать на покупателя с высокой колокольни, а замечать его интересы и дружить с ним - ой, это так трудоемко, думать надо чего-то. Устанешь перечислять сети, которым совершенно не до покупателя и его винных предпочтений. А почему это, и как им вообще удается существовать в таком режиме, кто бы ответил.
МЕТРО расстроило сегодня, да. "Щедрые выходные" оказались не слишком щедрыми. А всего-то надо было отменить акцию на Францию, если уж не получается сделать ее нормально. Есть и светлая сторона, сэкономленные деньги, но осадочек-то никуда не денешь.
О скидках и не только - Телеграм-канал Винофан