Яркий представитель этого направления (да-да, есть и другие художники кроме Энди) Клас Олденбург – был одним из самых непредсказуемых, неординарных представителей этого жанра.
«Мне нравится полностью лишать первоначальный предмет его функционального назначения».
Его «Блины и сосиски», сделанные из листов холста, набитых пеной и раскрашенные в яркие цвета олицетворяют растущую зависимость общества от полуфабрикатов.
Кто-то может не понять, почему ЭТО должно стоять в музее. Ведь ЭТО просто ЕДА. Скульптура ЕДЫ. Почему я должен платить деньги, чтобы посмотреть на то, что лежит у меня в холодильнике.
Но ведь для нас, это не просто еда. Если бы это было так, мы бы спокойно всю жизнь сидели на хлебе и воде, не ломая себе голову, что же приготовить на ужин, в какой ресторан сходить или какой бы новый рецепт освоить.
Еда – это эмоции, воспоминания, впечатления. Психологи давно говорят, что наше любимое блюдо определяется не его вкусом, а моментом, когда мы впервые его попробовали. А может и не впервые. Может это было свидание с кем-то, к кому вы испытывали сильные чувства, и свидание было потрясающим, а это самое обычное ванильное мороженое на десерт показалось тогда буквально амброзией, самым прекрасным мороженым в мире. Обычным самым пломбиром из киоска на самом деле, но дело не в мороженном, дело в контексте.
Так почему же скульптуру еды нельзя представить в музее или разместить огромную инсталляцию в ландшафте?
Олденбург в своих работах ни в коем случае не осуждает потребительство. Он просто побуждает зрителей пересмотреть свое отношение к высокой и низкой культурам, изменить установившееся мнение о снобизме первой и пошлости второй, а так же найти преимущества и достоинства обеих.
Его скульптуры полны иронии, они демонстрируют какое-то другое, легкое отношения к жизни. И эта «нехватка серьезности» делает творения художника желанными гостями в самых разных частях света. Клас Олденбург быстро опознаваем. Он играет на противоречиях и парадоксах, сбивая с толку зрителя. Если приглядеться и откинуть первые мысли типа «Что за ерунда?» можно заметить остроумные и проницательные наблюдения за потребительским обществом.