Август знаменуется тремя важными событиями: пасечники начинают гнать мед, дачники — собирать яблоки, а фермеры собирать урожай и сеять озимые. И эти важные события по удивительной случайности совпадают с двумя крупными церковными праздниками — Успения Божией Матери и Преображение Господне. В это время миряне держат строгий Успенский пост, а невоцерковленные активно ходят к теще на блины и едят яблоки во всех их проявлениях.
А знаете ли вы, откуда все начиналось?
Славянские праздники все связаны с циклом года, привязаны к природе и посвящены богам.
Август — это время Даждьбога, которого славяне считали Спасом, то есть спасителем, дающего людям жизнь и благо в виде урожая. И именно в августе начинался сбор урожая и подготовка к зиме.
Первый спас назывался медовым
В эти дни хозяйки собирали «маковейный цветок» — букетик из особых растений, который будет служить оберегом весь следующий год — калины, мака, мяты, колосья овса и пшеницы.
После 1 августа считается, что пчелы перестают собирать мед, а значит его можно у них забирать. С медом нового урожая пекли пряники и пироги, ставили медовуху. Считалось, что начало августа — это последние дни лета, когда еще можно купаться, потому что потом купальщика могли утащить русалки и водяные.
За медовым спасом приходит спас яблочный
Теперь славяне могли собирать урожай и благодарить Мать-Землю за щедрость и благосклонность. В эти дни наши далекие предки активно жертвовали в пользу нищих, потому что считалось, что если ты щедр с нуждающимися, то и боги тебя услышат и помогут в следующем году.
В день яблочного спаса готовилось множество блюд из яблок — пироги, пастилу, запекали уток с яблоками и гусями, ставили готовиться сидр. Волхвы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли, чтобы высказать ей свое уважение.
И, наконец, третий спас — xлебный (oреховый)
Во время этого спаса пекли хлеб из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье. Готовые караваи относили для освящения к волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильные урожаи, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости». После этого вся семья приступала к угощению.