Сахалин – остров большой, почти на 900 километров вытянулся. И природа здесь разная – от субтропической с лианами и экзотическими цветами (как лилия Глена, к примеру) до тундры. А в тундре главный кто? Олень. А питается он чем? Ягелем, в основном. С оленями на Сахалине настоящая беда. Были здесь и домашние олени в большом количестве, и дикое стадо. Дикое почти полностью выбили браконьеры. Домашнее в 2000-х расстреляли охотники с вертолетов, а частично пустили под нож. В те же годы бесславно почил знаменитый совхоз «Оленевод», оставшийся без господдержки. Время разрушило корали (загоны для оленей) Сейчас пытаются возрождать оленеводство, завозят зверей из Якутии. Но, откровенно говоря, дело возрождения оленеводство идет ни шатко, ни валко. Считай, что не идет. Говорят, что в каком-то хозяйстве аборигенов есть 300 голов. Но по сравнению, с советскими годами, когда их было десятки тысяч, это, можно сказать, ни о чем.
А ведь когда-то было столько оленьего мяса, что даже колбасный цех работой нагружали. Полукопченая колбаса из оленины, без всяких соевых наполнителей, красителей, усилителей, это ну очень вкусно. Сейчас всё – про вкус забыли.
Без оленей простаивают пастбища с разросшимся ягелем. Меж редкими лиственничками, да карликовыми берёзками целые ковры из этого лишайника. Хрупкий это ковер легко мнётся, на нём остаются следы от обуви, чётко отпечатываются протекторы машин. Если подольше на одном месте потопчешься, остаётся от ягеля одна труха.
Трудно представить, что это растение – основное в рационе оленя – даёт ему все питательные элементы, витамины, углеводы, протеины. На нём зверь растет, нагуливает массу тела. «Питательная ценность ягеля очень высока: 1 центнер ягеля заменяет 3 центнера картофеля», - сообщает Википедия. Люди ягель у нас не едят, а вот в Скандинавии из него даже кисели варят.
На Сахалине в отсутствие главных потребителей – оленей - природное богатство остается совершенно без употребления.