Найти тему
Чемодан Менделеева

Макароны из нефти? Несостоявшаяся пищевая революция в СССР

Можно ли было накормить людей нефтью?

Дегустация новинок пищепрома.
Дегустация новинок пищепрома.

- Одна сплошная химия, ничего натурального! - стандартное ворчание опытного потребителя, выбирающего на прилавке продукты к ужину. Некое, заложенное на уровне инстинктов, пренебрежение ко всему, что не выращено на огороде или не добыто на ферме, заставляет нас вглядываться в список ингредиентов колбасы, консервов и прочих товаров. А собственно почему? Ведь полезность продукта определяется не его происхождением, а составом. Нет никаких гарантий, что обычная морковка не содержит вредных для организма веществ, в то время как искусственная пища может быть создана исключительно из полезных элементов. К тому же такая еда значительно дешевле в производстве, ведь она не требует длительного выращивания, ухода, сбора и переработки. Однако, убеждать в том, что нет ничего дурного в искусственной еде не вижу никакого смысла. Сегодня у нас достаточно широкий выбор продуктов: хочешь натуральное — плати больше, хочешь с добавками — меньше. Другое дело великая страна советов, где то от голода спасались, то от дефицита. Там было не до выбора и если в верхах решат кормить народ нефтью и рыбьими глазами, то никуда не деться.

В далеком 1899 году, еще в Российской империи родился Александр Несмеянов. В 12 лет он стал свидетелем убийства любимого селезня — дворник рубанул голову птице, оставив шрам в душе юного Александра. С этого момента Несмеянов встал на путь вегетарианства, постепенно увеличивая ограничения в собственном меню. После революции, юноша, примкнувший к большевикам, принимал участие в продотрядах. Вместе с товарищами он устраивал рейды по деревням и селам, изымая «излишки» у крестьян. Само собой, особых излишек в голодающей стране не было, так что Несмеянов столкнулся с суровой реальностью — нищетой, разрухой и людоедством. Ходят слухи, что это нанесло Александру еще одну серьезную психологическую травму, мол, с тех пор он поклялся накормить всех голодных. Так и рисую эту картину, как молодой комсомолец с болью в сердце отнимает мешок зерна у селянина, обещая тому, что обязательно накормит всех когда-нибудь потом.

Академик Александр Несмеянов (слева).
Академик Александр Несмеянов (слева).

Впрочем, история Александра Несмеянова действительно вела его к тому, чтобы решить продовольственную проблему в стране раз и навсегда. Еще с детства увлекшись химией, он сначала оканчивает университет по специальности «физикохимия», а затем начинает свою научную деятельность в этом направлении. В 1935 году Несмеянову было поручено организовать и возглавить лабораторию металлоорганических соединений в Институте органической химии Академии Наук, затем он возглавил МГУ и, наконец, стал президентом самой академии. Именно здесь его мечты о всеобщей сытости и вегетарианская диета смогли слиться воедино. Со второй половины 1950-х под руководством Несмеянова в химических и биологических институтах шла работа по созданию еды из углеводородов, то есть из нашей любимой нефти. Суть идеи была проста: на нефти выращивать дрожжи, а уже из них получать пищевой белок. Еще один путь — синтез аминокислот. Для этого направления в Институте элементоорганических соединений даже отдельный корпус построили.

Надо сказать, что разработка искусственной еды не была ноу-хау Советского союза. Такую же работу проводили англичане, в частности нобелевский лауреат Александр Тодд. На этой теме два Александра сошлись на заседании Международного союза по чистой и прикладной химии в 1955 году, где решили обменяться стажерами. Сказано, сделано. После разведки, проведенной в Кембридже Алексеем Косыгиным, в Англии отправились химики Эдуард Мистрюков и Николай Кочетков. Набравшись необходимого опыта они вернулись в СССР, где тут же развернулась работа по синтезированию еды из неорганических продуктов. Вскоре ИНЭОС представил первый образец — макароны. Потчевал Несмеянова доктор химических наук Григорий Слонимский и академик блюдом остался доволен.

На мой вопрос, почему Александр Несмеянов ничего не сказал о вкусе пищи, он ответил, что вкус не представляет интереса, поскольку легко создаётся смесью четырех компонентов – сладкого, соленого, кислого и горького, например сахара, поваренной соли, какой-либо пищевой кислоты и кофеина или хинина.

Григорий Слонимский, воспоминания.

Александр Несмеянов и Григорий Слонимский пробуют искусственную икру.
Александр Несмеянов и Григорий Слонимский пробуют искусственную икру.

Но что такое макароны? Обычный продукт. Как прикажете вдохновлять граждан великой страны на потребление искусственной пищи? Макаронами? Нет. Для этого нужно что-то более оригинальное, ценное, способное ошеломить потребителя. Например, зернистая икра. Да, в ней не было недостатка, она лежала на прилавках того времени, хоть и стоила бешеных денег. Но ведь это элитарный товар! С него и надо начать. Сказано, сделано. Слонимский берется за технологию производства искусственной зернистой икры и сходу получает результат. Все просто. На основе разбитых куриных яиц, снятого молока и прочих пищевых отходов создавалась белковая смесь, которую по капле отправляли в холодное растительное масло. Свернувшись в шарики, икринки проходили последующую обработку в различных жидкостях, набирая форму и впитывая соли, а в финале окунались в эмульсию рыбьего жира и молок сельдевых и осетровых рыб. Проблемой был только зеленый цвет икры, так что дегустаторам пришлось пробовать новинку в темноте. Однако, к презентации использовали красители, морковный сок и настой чая, так что на пробу самому Несмеянову был отправлен неотличимый от натурального продукт.

Вскоре на прилавки отправилась первая партия искусственной икры под брендом «Искра» (ИСкусственная иКРА). Производство еще больше удешевили, начав использовать желатин. Вот только народ новинку не оценил, поползли слухи, что икру делают то ли из нефти, то ли из глаз кильки. Да и на вкус продукт оказался неважный. Как писал Сергей Хрущев (сын того самого), от «несмеяновской» икры чернели зубы, оболочки икринок не пережевывались и налипали во рту — их приходилось сплевывать. Одним словом, «ошеломить» публику не удалось, напротив, доверие к искусственной еде скорее снизилось. Да и правительству идея кормить народ макаронами из нефти не нравилась. В то время как Несмеянов утверждал, что это будет мировой сенсацией и влияние СССР взлетит до небес, Хрущев говорил обратное, мол, да, сенсация, но со знаком минус, все будут только смеяться над нами, что не смогли накормить людей нормальной пищей. Как итог, из всех проектов председателя Академии наук (после 1961-го уже бывшего), осталась только имитация икры.

В первую очередь надо синтезировать самые дорогие продукты – белковые, в первую очередь замена мяса и молочных продуктов. В микромире среди водорослей, дрожжей и непатогенных микроорганизмов существуют культуры, являющиеся богатыми источниками полноценных белков. Так, известны дрожжевые культуры очень богатые полноценным белком, но до сих пор не применяющиеся для приготовления продуктов питания. Выращиваются они на дешевом сырье. Такие, например, культуры, как Torula и Candida tropicalis, основой для роста которых служат отходы спиртовой промышленности и жидкие парафины нефти.

Александр Несмеянов, «Искусственная и синтетическая пища», 1969 год.

Консервация натуральной чёрной икры.
Консервация натуральной чёрной икры.

К идее синтезированной пищи еще раз вернулись к концу 70-х, когда в стране разразился страшный продуктовый дефицит. Тогда Несмеянов предложил использовать для синтеза водоросли (почему не нефть? Потому что она активно шла на экспорт). Однако, эту идею академик развить не успел, умерев в январе 1980 года. Но, сама мысль кормить людей искусственной пищей никуда не исчезла. Так СССР к концу своего существования выдавал ежегодно до миллиона тонн белковых суррогатов и в современной России производство только нарастает. Нет, это уже не пресловутые крабовые палочки из смеси дешевых рыбных отходов, не соевая колбаса с запахом мяса, а полноценный суррогат. Кроме искусственного мяса (в виде полуфабрикатов из фарша) на прилавках уже можно встретить искусственные молоко и молочные продукты, крупы, макаронные изделия, «картофельные» чипсы, «ягодные» и «фруктовые» продукты, «ореховые» пасты для кондитерских изделий, подобия устриц и «Сгущенку» (именно такое название). Шаг за шагом нас подсаживают на «пластиковую» кашу, а мы и рады. Может не стоило отказываться от идей Несмеянова? Кто знает, как повернулась бы история, если бы в СССР началось массовое производство искусственных макарон, сливочного масла, сыра, мяса и рыбы? Избавились бы от дефицита, перегнали крестьян в города и жили сыто и счастливо... Или нет?

Топить печь нефтью – всё равно что топить ассигнациями.

Дмитрий Менделеев.

Продавать нефть за границу – лишать страну продовольствия.

Александр Несмеянов.

Еда
6,93 млн интересуются