Найти в Дзене

Халявная известь

Откуда брали известняк
Откуда брали известняк

Ремонт квартиры или дома в советское время почти всегда делали своими руками. Известь в этом деле — первейшая необходимость, потому что потолок и стены (выше человеческого роста) почти всегда покрывались ею. Гашеная известь продавалась, но народ предпочитал гасить ее сам: свежий раствор для побелки лучше, да и негашеная известь дешевле. Почему — обо этом пойдет рассказ.

Путь из проходной АТЗ (градообразующего завода Рубцовска) шел через ж/д насыпь, «маленький» базарчик, магазины к остановке автобуса. Все для рабочего человека. На рынке торговали не только едой, но и всякой хозяйственной мелочевкой, в т.ч. была «барахолка», где расположились частники. Ограничено, за производство в СССР можно было угодить на длительной срок[1]. Продавали там и негашеную известь. Цены не помню, но очень дешево, буквально за копейки. Торговали в основном бабушки: заработок небольшой, а еще не совсем легальный. А еще у них было необходимое «оборудование» — печь, т.к. жили в частных домах на «кулацком» поселке, недалеко от АТЗ.

Почему заработок не совсем легальный, объясняю. Сырье для негашеной извести (CaO) — известняк (CaCO3), широко применяется при укладке ж/д насыпей.

То есть бабушки получали сырье, почти не отходя от рабочего места, прямо с насыпи. За это гоняла милиция, поэтому на «промысел» обычно посылали мальчишек: и глаз острее и спросу меньше. Да и рядом известняка почти не осталось, его заменили на гальку и гранит, а далеко ходить, да еще с мешком камней, старушками тяжело.

Саша Д. таскал известняк для своей бабушки. За это она ему давала конфеты — дешевую карамель[2]. Притаскивал рюкзак и складывал в сарае. Каждый вечер бабушка клала в растопленную печь уголь (который Саша тоже таскал с какой-то котельной), сверху известняк, снова уголь и шла спать. Утром собирала белые рассыпчатые камни и шла на базар торговать. Не знаю, сколько зарабатывала, наверное не больше рубля в день. Тоже деньги по тем временам, тем более, что расходов никаких.

После пожара в подвале Саше стало некуда девать его «приобретения» — строительные материалы, реактивы и прочие «сокровища». И он стал их таскать в тот же сарай бабушке. Как-то надыбал целый новенький бочонок с карбидом. Утащить не смог, расфасовал по пакетам и перетащил в сарай. С этого, собственно, и начинается байка.

Вечером, как обычно, бабушка отправилась в сарай за известняком. Взяла, как вы уже догадались, пакет с карбидом. Внешне они почти не отличаются. Хотя известняк светлее, но тот, что с насыпей, покрыт маслом и креозотом, темный. Сунула в раскочегаренную печку. А карбиду что сделается с температуры ниже 1000°?

Утром бабушка берет один камень — какой-то серый, а не белый, как положено негашеной извести. Почесала затылок, решила загасить печь, вытащить остальные и разобраться конкретней. Взяла ведерко воды, да и плеснула в печку. Загасила удачно, огонь погас. Но завоняло тухлой рыбой. И она отправилась к колонке за водой. Это возможно, спасло ей жизнь. Только вышла из хаты и тут как грохнет! Кирпичная труба с крыши дома улетела на соседний участок. И дымоход разворотило. А более ничего, даже печка на месте осталась. Несколько кирпичей вылетело, да чугунные круги с очага разлетелись по полу.

Видимо, ацетилен с паром и дымом пошел в трубу, а там искра. Объемный взрыв. Воды было мало, вся испарилась, вот и ацетилена выделилось немного.

Приехал внук, о карбиде, конечно, ни слова. Объяснил ей, что взрыв пара был, нельзя, мол так с негашеной известью обращаться. Карбид, конечно, из сарая перепрятал. И таскать известняк с насыпи прекратил, потому что бабушка с «бизнесом» завязала. И своим товаркам отсоветовала. Мол, опасное производство, можно хаты лишиться, а то и жизни.

1. Но вот за производство «негашенки» не сажали. Еще бабушки торговали семечками, вязаными носками, леденцами. Так что частное производство в СССР было, но в очень ограниченных масштабах.

2. Карамель была разносортная, часто в выцветших обертках. Со временем я понял, где она ее брала: с кладбища. Традиция такая русская, поминать усопших прямо на могилах и оставлять им (мертвым) всякую снедь. Ну а бабушка не давала пропасть добру. Таскала рюкзаками, особенно в родительский день. В основном для самогона.

Все мои книги на Литрес