В мире, и в России тоже, наметился новый тренд - рост популярности и развитие производства имитирующих мясо продуктов. В прежние времена мясо, особенно говядина, всегда была премиальным продуктом, практически недоступным большинству населения. Только в последнее столетие, благодаря развитию технологий производства и хранения, ситуация изменилась настолько, что в той части мира, которая считается цивилизованной, мясо стало повседневным продуктом практически для всех.
В XXI обострилась наметившееся достаточно давно стремление части людей осознанно отказываться от продуктов животного происхождения, в частности, от мяса. Среди них есть и те, кто делает это по религиозным мотивам, и те, кто считает растительную пищу более здоровой, и противники убийства животных. Одним словом: вегетарианцы. По некоторым подсчетам, их в мире от 10 до 20% от всего населения. В-общем, контингент весьма значительный. Существование этих людей в общем-то противоречит тому, что человек, вне зависимости от своих взглядов, является всеядным существом. Значит, он нуждается в белковой пище. Природой просто заложено потребление мясных продуктов. Отказываясь от мяса люди начинают искать заменители, таким образом формируя спрос на них. Ну а рынок есть рынок. Следом подтягивается и предложение.
Заменители мяса из растительных продуктов с высоким содержанием белка начали делать достаточно давно, примерно столетие назад. Но это был унылый продукт, и по внешним, и по потребительским качествам очень мало похожий на настоящее мясо. Расцвет "настоящего" имитатора мяса начался в начале нынешнего века. Тогда же и начался быстрый рост этого рынка.
Крупнейший производитель искусственного мяса на растительной основе - американская компания "Beyond meat", образованная в 2009 году. Более десяти лет назад это направление в бизнесе считалось достаточно рискованным, поэтому первоначальные инвестиции были получены от венчурных фондов, IPO был произведен в 2019 году, в первый же день кратно повысив капитализацию компании. Потом были и падения, и рост котировок. Так или иначе, компания надежно закрепилась на NASDAQ. Перспективы рынка растительного мяса стали достаточно очевидны. Подтянулись и другие производители. Помимо Beyond meat свою продукцию продвигают такие международные компании, как "Impossible foods", "Tyson foods", "Konagra brands" и другие.
В России тоже начал формироваться спрос на подобную продукцию. Речь пока идет о незначительной доле от общего объема мясного рынка. Но тренд задан и у нас. В России уже несколько лет можно приобрести котлеты от "Beyond meat" в некоторых ритейлерах. Из российский компаний заменитель мяса в нашей стране производят: "Greenwise", "Немясо", "Welldone" и еще несколько производителей.
Похоже это новая религия. Сейчас прежние религиозные догмы в
отношении потребления продуктов животного происхождения практически не действуют - даже мало кто из верующих соблюдают посты. Поэтому в массы продвигаются, как научно обоснованные факты, так и околонаучные догмы о том, что полезнее потреблять растительную пищу. В том числе имитирующую мясную. Считается, что из-за потребления мяса повышается уровень холестерина, а отсюда, в свою очередь, проблемы с сердечно-сосудистой системой. Также широко распространяется информация о том, что производители мяса обильно используют гормоны и антибиотики, что также негативно сказывается на здоровье человека. И наконец, экологический фактор. В последние годы все больше предается анафеме углекислый газ и другие производные углерода. По модной сейчас постиндустриальной мифологии рост концентрации этих газов в атмосфере ведет к глобальному потеплению. Человечество возложило вину за это на промышленность, автомобилизацию и животноводство.
Коровы, от которых человек издревле получает молоко и мясо, несколько лет назад стали объектом внимания различных экологических организаций и объединений. Суть претензий в том, что из-за особенностей пищеварения коровы способны выделять существенное количество метана. Следовательно, рост поголовья крупного рогатого скота, по мнению ученых, ведет к пропорциональному росту парниковых газов в атмосфере. Есть подсчеты, что вклад животноводства в увеличение углекислого газа превышает вклад автомобильного транспорта.
Пока что искусственное мясо дороже натурального. Но если под влиянием "зеленых", пропагандистов вегетарианства и иже с ними начнет существенно сокращаться поголовье коров, свиней и других мясных животных, при росте производства растительного мяса, то в перспективе ситуация поменяется. Потому что базовые законы экономики не изменить: снижение предложения при стабильном спросе ведет к росту цен. И, естественно, наоборот.
Кому в долгосрочной перспективе выгодно продвижение таких суррогатов? Если принять во внимание тот факт, что основным ингредиентом для производства "растительного" мяса является соя, то прежде всего - производителям этой бобовой культуры. Более половины всей выращенной в мире сои выращивается в двух странах: в Бразилии и в США. Бразилия, как известно, является одним из задних дворов Соединенных штатов. Т.е., надо полагать, что бразильский бизнес имеет немало бенефициаров в Северной Америке.
На основании изложенных фактов, сформировался вопрос. Конечно, кому-то он покажется из области очередной параноидальной теории заговора. Но, кажется, он вполне уместен. Не является ли нарастающая (насаждаемая?) популярность растительного мяса и вся шумиха вокруг крупного рогатого скота, оставляющего слишком большой углеродный след, долгосрочной кампанией сил, заинтересованных в том, чтобы увеличить спрос на свою продукцию? В мире есть ряд транснациональных компаний, ведущих свою родословную из США, вполне способных на проведение подобных мероприятий, в масштабах всей планеты. Если так, то в не очень далеком будущем, основная масса людей будет употреблять лишь заменители настоящего мяса, поскольку настоящая говяжья вырезка будет стоить слишком дорого.