В комментариях к «Призраку замка Моррисвиль» не раз всплывала другая чехословацкая пародия «Лимонадный Джо». Да, пожалуй, его тоже стоит вспомнить. Эпоха и в истории кино, и в моей зрительской жизни.
«Джо» снят на пару лет раньше «Призрака». Кроме жанра пародии их объединяет и пересечение актерского состава. Скажем, знатоки «Призрака» не могут не узнать в «Джо» леди Кларенс и Мануэля Диаса. Или наоборот, знатоки «Джо» непременно узнают в «Призраке» Торнадо Лу и Банджо Кида (тут сильно второстепенный герой).
Красивые женщины и много песен – те же отличительные признаки, что и в «Призраке». Правда тут, (в полной версии, а не урезанной для проката в СССР) и девки побойчее, и ноги подлиннее, и песен больше, чем в «Моррисвиле». Но было бы еще лучше, если б их не перекрывал закадровый перевод.
В первую очередь, «Лимонадный Джо» - пародия на ковбойское кино. Наверняка не самая первая, но для нашего кино знаковая. Во-первых, «Джо» показывали в СССР. Во-вторых, как по мне, так без «Джо» не появился бы «Человек с бульвара капуцинов», местами сильно совпадающий с чехословацким предком.
Безумные комичные драки в салуне, хаотичное махание кулаками и подручными предметами, хладнокровно сидящие посреди хаоса отдельные граждане, наяривающий пианист, развратные танцовщицы с примой-певицей, дуэли на пистолетах, стрельба в муху на лету и виски! Много виски.
Что касается напитка, то здесь видна уже не пародия, а сатира. Причем не только на современную фильму жизнь и кока-колу. Бери шире – на весь образ жизни общества потребления, на роль рекламы и стада баранов, следующие за слоганами. Это уже не просто смешно, это еще и умно.
Неважно, чего на самом деле хочет толпа, важно то, что вы ей втюхиваете. Сегодня они пьют виски, нам выгодно продавать кока-локу? Окей, делаем ее модной, бацаем слоганы и точно сработает. Важно увлечь хоть нескольких, остальное стадо побежит за первыми. А завтра другие бизнесмены снова потащат народ за виски. А послезавтра придумают висколу. И так до бесконечности. «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам».
В «Лимонадном Джо» практически всё и все пародия или сатира. Главный злодей – пародия на злодея, главный герой – на супермена, девушка главного героя – пародия на ангелочка (так миленько вставлять меркантильный расчет в возвышенные речи). Многие оттенки замечаешь только при повторном просмотре.
Чем примечательно сегодня то старое кино? Оно не опускается до уровня зрителя, оно приподнимает зрителя к себе. Не потворствовать желанию тупо поржать на гэгами и шутками в районе плинтуса, к чему стремятся сегодняшние комедии и «пародии». Нет, за каждой шуткой должна быть мысль. Пусть в таких фильмах зритель не ржет как сумасшедший, пусть он лишь улыбается – улыбка не выглядит глупой, не то что ржач.
Я пытался советовать «Лимонадного Джо» своим юным друзьям. «Не заходит», что называется. Не могут, не привыкли, не хотят. Воспитывали, воспитывали зрителя и перестали, упустили. Теперь и сами опускаются. Это я про кинодеятелей.
7 из 10 (чувства уже притупляются, наверное, тоже глупею).
-------------
Публикации на тему: