Найти тему
Изучаю людей

Каша во рту - на всю жизнь...

Каша во рту. Дизартрия - страшный диагноз для очень многих родителей. Диагноз, который встречается все чаще и чаще. Что это такое, чем грозит, как лечить и возможно ли вылечить. Давайте разбираться. 

Я уже писала о перспективах при дизартрии, но меня попросили раскрыть тему больше, запрос выполняю. Не буду здесь цитировать Гугл и сыпать научными терминами, я здесь не самоутверждаться в профессионализме пришла, а раскладывать непонятное по полочкам. Этим и займёмся. 

Итак, дизартрия. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата. Разбираемся в куче непонятных слов. 

Для начала - что такое произносительная сторона речи. Это звуки плюс просодика. Тема, ритм, дыхание, звучность, сила, громкость. Все это нарушается при дизартрии. Коктейль? Да. Сложно? Да, непросто. Но - произносительная сторона речи - всего лишь одна из множества других сторон речи. Всего одна. То есть - бывает гораздо хуже. 

Едем дальше. Нарушение иннервации. Иннервация - это мозг. Соответственно дизартрия - нарушение органического характера. Нарушение, связанное не с проблемами с языком самим по себе, а с проблемами снабжения этого самого языка и других органов артикуляции нервной энергией из головного мозга. То есть - поражение головного мозга. То есть - достаточно серьезное состояние. 

Дизартрия - расстройство, характерное не только для детского возраста. Дизартрия может возникать во взрослом возрасте также при поражениях головного мозга. Инсульты, опухоли, нейродегенеративные заболевания и нейроинфекции. В этих случае дизартрия - не основное нарушение, а симптом. Точно так же, как в детском возрасте дизартрия может выступать как самостоятельное нарушение, либо как симптом детского церебрального паралича. Причины - врождённые заболевания, нарушение внутриутробного развития, родовая травма. Совсем не повезло - имеем ДЦП. Пронесло, но слегка зацепило - дизартрия.

Следовательно. У ребенка с дизартрией, если он наблюдается в каком-либо медицинском учреждении, девственно чистой медицинской карты не будет. Если есть - значит недообследован. Такие слова, как гипоксия, мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия и тп - в карте фигурировать будут. А так же, возможно - кривошея, дисплазия. Это - тоже звоночки.

Дизартрию можно начать подозревать очень рано, даже на первом году жизни. Что можно заметить у малыша? Беспокойный сон, крикливость, частое и обильное срыгивание. Метеочувствительность. Асимметрию рта при крике и улыбке, ухмылочку на один бок. Тремор языка. Позже - часто проблемы с жеванием. Ребенок часто поперхивается, давится. Слюнотечение, особенно после года.

После двух на первый план выходит задержка речевого развития. Редкий дизартрик начинает говорить вовремя - ему трудно. Ребенок все понимает, интеллектуально развит по возрасту, прекрасно выражает свои мысли при помощи театра мимики и жеста - но язык плохо его слушается. Развернутая речь у ребенка с дизартрией появляется ближе к трем годам, причем, если дизартрия не тяжёлой степени (а тяжёлые степени характерны для ДЦП) и не сопровождается другими речевыми нарушениями и нарушениями развития - речь появится, даже если не заниматься с логопедом. Чистые дизартрики без сопутствующих отклонений - это говорящие дети. 

Говорящие, но странно. Дети с дизартрией уверенно строят фразу и формулируют мысль, часто обладают богатым словарным запасом и вообще очень общительны. Но понять их бывает очень трудно. Речь дизартрика невнятна, как у человека в лёгком подпитии, голос излишне тихий или излишне громкий, возможно сдавленный или хриплый, ребенок говорит слишком быстро или слишком медленно. Про такую речь говорят - "заплетается язык".

Да, именно этим язык и занят. Мысль бежит вперёд, а язык не поспевает. Не дотягивается. Не доартикулирует. Повышенный тонус заставляет его сдвигаться комом назад или уходить вбок, сниженный - высовываться между зубов, а губам не даёт до конца смыкаться. Дети с дизартрией, даже заговорившие самостоятельно - всегда клиенты логопеда. 

Это те самые дети, родители которых недоуменно разводят руками - почему же с соседской Машенькой логопед всего месяц позанимался, и все в порядке, а с моим Петенькой второй год - а воз и ныне там? Да потому, что у Машеньки - дислалия, а у Петеньки - дизартрия. Не просто клиент логопеда Петенька, а клиент на долгие месяцы, а то и годы. Звуки ставятся тяжело, вводятся в речь долго. Более того - часто вводятся не до конца. Сохраняются в медленном темпе и вновь портятся в быстром. Возвращаются на круги своя, если периодически не возвращаться к работе. Нет, это не логопед плохой, недоработал. Это - дизартрия. Речевое нарушение на всю жизнь.

Взрослого скомпенсированного дизартрика услышит только логопед - но услышит всегда. Бывших дизартриков не бывает. Но ведь это хорошая новость, согласитесь? Дизартрия при длительной и грамотной коррекционной работе, и достаточной мотивации самого человека корректируется успешно. Второй пункт тут очень важен. Очень часто маленького ребенка с дизартрией довести до идеально чистой речи бывает невозможно. Или возможно - через психоз и комплекс неполноценности всех участников процесса. Через постоянное - я не такой, я не могу, у меня не получается! Часто приходится делать выбор между детской самооценкой и чистой речью. И, делая выбор в пользу первой - брать паузу на годы. До того момента, когда подросток сам скажет - хочу говорить красиво! Готов заниматься, готов за речью следить. Тогда точно все получится. Но работать придется - всю жизнь. 

Всю жизнь человеку с дизартрией придется прилагать для речи бОльшие усилия, чем человеку без. Делать гимнастику, проговаривать скороговорки. Перестанет над речью работать - речь будет ухудшаться. Поэтому, родители ребенка с дизартрией. Наберитесь терпения, раз. Готовьтесь быть последовательными, два. Чуткими к ребенку, три. Чистая речь не должна становиться для вас идеей фикс. Застряли, упёрлись в детский протест - подумайте, может уже и так можно жить? Слабые места иметь никому не возбраняется. Кто-то очки носит и всю жизнь гимнастику для глаз делает, или не делает. А кто-то - корректирует кашу во рту. Поверьте, это не самое страшное, что может случиться с человеком. Ваш ребенок мыслит, коммуницирует, делится впечатлениями и поддерживает диалог. Если с перечисленным проблемы - разбирайтесь. Значит, это не дизартрия. Или не только дизартрия. 

Дизартрии может сопутствовать задержка психического развития. Все же это мозг. Дизартрия - симптом ДЦП. Но дизартрия - не причина умственной отсталости. Не причина того, что ребенок сидит в углу и крутит веревочку, не замечая окружающий мир. Не причина молчания в 4 года, если нет диагноза ДЦП. Если подобные проблемы есть, а вот диагноза, кроме дизартрии, нет - ройте дальше. Значит дизартрия - не основное нарушение. 

Более того - дизартрия, вопреки распространенному мифу, часто не тянет за собой нарушения письма и чтения, дислексию и дисграфию. Ведь дизартрик не может написать так, как говорит - аналогов его звукам в языке нет. Поэтому он напишет правильно. А помешать обучению в школе может разве что общая астенизация и в целом не самое крепкое здоровье - всё-таки это неврология. Поэтому - спорт, ЗОЖ, витамины, и будет счастье. Будет успешно оконченная школа. Будет ВУЗ и самореализация. И даже если ЗПР - будет колледж и профессия. Ну а если умственная отсталость - то это разговор отдельный. И разговор уже не про дизартрию. 

И, наконец, главный вопрос, что делать и как лечить. Лечить - в тандеме невролог+логопед. Медикаменты по назначению. Массаж, процедуры. Логопедический массаж. Постановка звуков. Сценическая речь. Вокал. Духовые. И, главный ваш союзник в борьбе с этим нарушением - артикуляционная гимнастика. Сможете ввести ее в свой ежедневный ритуал, как чистку зубов - считайте, полдела сделано. Только помните, что не месяц и не два. В идеале - всю жизнь. Знайте что именно гимнастика - ваша палочка-выручалочка.

И да. Представляете, практически каждый второй телеведущий - дизартрик 😉

И ещё. Дизартрия как часто встречающееся и довольно серьезное речевое состояние вполне требует отдельной специализации. Елена - как раз такой специалист, дизартролог

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, специальный психолог, АВА-терапевт . Инстаграм https://instagram.com/ne_tolko_logoped

Консультирую онлайн ollivaria79@gmail.com

Еда
6,93 млн интересуются