Найти в Дзене
Любопытный Паганель

Что пили в Русском царстве в 16-17 веке? Напитки, которые удивили иностранцев

Оглавление

Алкогольные и безалкогольные напитки наших предков в записках гостей из Европы и Азии. Про меды, пиво, вина, водку и березовый сок. Что и как пили🍺. Из чего готовили. Бонус: старинный русский рецепт мёда и наливок от немца, который сохранил его для потомков.

Читатель, при прочтении статьи, может заметить любопытную тенденцию. Если, авторы начала 16 века в своих записках указывают на мёд и пиво, то с конца 16-го и в 17-м веке всё чаще начинают писать про водку.

В комментариях к прошлой статье про нравы русских глазами иностранцев (ссылка в конце) многие читатели воспылали праведным патриотическим гневом:

Одни утверждали, что русские вообще не пили, а пьянство "придумал" Пётр Первый;

Другие, разбивая пальцы в кровь о клавиатуру, возмущались упоминанием водки. Дескать, водки раньше не было, пили только меды и пиво, а водку "придумал" Менделеев.

Пир у князя Владимира Святославича (996 год). Миниатюра Радзивилловской летописи, иллюстрирующая "Повесть временных лет" (XII век).
Пир у князя Владимира Святославича (996 год). Миниатюра Радзивилловской летописи, иллюстрирующая "Повесть временных лет" (XII век).

📢 Предвосхищая подобные диспуты, внесу немного ясности.

Согласно Похлёбкину, винокурение возникло в одном из монастырей Русского государства в 1440—1470-х годах. Хлебный спирт называли хлебным вином, варёным вином, горящим вином, название «водка» появилось значительно позже. Вплоть до XIX века к водке в основном применялся термин «вино».

Переводы иностранцев на русский язык, с которыми вы ознакомитесь ниже, осуществлялись в основном в 20 веке. Переводчики, не зная тонкостей, все крепкие напитки называли водкой.

Поэтому, любезный читатель, если встретите в тексте слово "водка" - смело заменяйте его на "хлебное вино". Берегите нервы!

Итак, что же пили наши предки в 16-17 веке? (с 18 века и далее в записках иностранцев тема русской еды и напитков теряет актуальность) Обратимся к источникам!

Франческо да Колло (СРИ, посол Максимилиана I)

"Доношение о Московии" (1518-1519)

...из меда приготовляется особый напиток, под названием Медовуха, каковой используется в качестве пития всем благородным населением страны. Этот мед, смешанный с разными фруктами и ягодами, особенно с земляникой — которая в огромном количестве и в больших размерах произрастает — делает описываемый напиток столь приятным этим людям, что — как они говорят — он ни с чем несравним; они почитают его столь приятным, что никогда не насыщаются вполне, и более того — пьют его, без всякой другой пищи, до полного опьянения.

Хмельной мёд не является исконно русским изобретением. На фото - упоминание питного «meodu» в англосаксонской эпической поэме «Беовульф»
Хмельной мёд не является исконно русским изобретением. На фото - упоминание питного «meodu» в англосаксонской эпической поэме «Беовульф»

Но пить его дозволяется отнюдь не всем; более того — это запрещается всем, кроме как служителям Князя, каковые по приказанию Его Светлости продают его и от сего извлекают великую прибыль...

Марко Фоскарино (Венеция)

"Донесение о Московии" (1557)

Не имея местных вин, они пьют привозные; поэтому употребляют их только в праздники, на пирах и при богослужении. Высоко ценится у них мальвазия, которую они пьют вместо лекарства или из роскоши, присущей государям. Удивительно, что напитки эти они получают в бочках через снега Скифии с Крита и из Кадикса; взбалтываемые столькими морями, они ничего не теряют ни в запахе, ни во вкусе, разве что делаются еще лучше.

Чарка мёду. Константин Маковский. Начало 1880-х годов.
Чарка мёду. Константин Маковский. Начало 1880-х годов.

Простой народ употребляет особый напиток, из меда и хмеля, который, простояв в сосуде долгое время, делается еще крепче. У них в употреблении пиво и напиток, приготовленный из пшеницы, полбы или ячменя – как делают его Немцы или Поляки, - и кто неумеренно пьет его, пьянеет, как от вина. Они употребляют сок вишни и черешни; он прозрачный, красного цвета и превосходный на вкус; они заботлива сохраняют лед и во время жары обыкновенно кладут его в этот напиток...

Неизвестный англичанин (1555-60 гг.)

В половине XVI века в Лондоне было основано “Общество купцов, искателей открытия стран, земель, островов, государств и владений неизвестных и доселе не посещаемых морским путем”. Привожу выдержки из доклада одного из агентов общества (авторство не сохранилось).

Название некоторых сортов напитков, употребляемых в России, обыкновенно подаваемых при Царском Дворе.

Первый и употребительнейший мед приготовляется из сока и жидкости ягоды, называемой в России Малина (Malieno), удивительно сладкой на вкус, темно-красного цвета; эту ягоду я видел в Париже.

Второй сорт — называется Вишневый, приготовляется из ягоды того же имени, похожей на черный кружевник; по цвету и вкусу этот напиток походит на красное французское вино.

Третий сорт — Смородиновка (Amarodina a Smorodina) — из небольшой ягоды, очень похожей на мелкий виноград; растет эта ягода по России в большом изобилии.

Четвертый — Черемуха, приготовляется из дикой черной вишни.

Пятый — из меду, воды и других примесей.

Пир горой образца 16 века...
Пир горой образца 16 века...

👉 Есть еще тонкий напиток из кореньев березы; его пьют люди знатные в Апреле, Мае и Июне, три весенние месяца, после этих месяцев сок дерева высыхает, и нельзя уже иметь его.

Паоло Кампани (иезуит-дипломат)

Записки: Сведения о Русском царстве конца XVI в.

Винограда они не сажают, а вино (его они называют «романия»; встречается оно редко и привозится из-за границы) хранится только у самого князя, который сам распределяет его среди епископатов по всей Московии для святого причастия.

Пьют они пиво, приготовленное из размоченных зерен, и мед (это смесь меда и воды), а из них затем приготовляют водку, или горилку (aquam ardentem), как они ее называют, нагревают на огне и по своему обыкновению пьют всегда на пирах, чтобы уничтожить вздутие живота, которое вызывает местная пища и напитки. Пьянство среди простого народа карается самым суровым образом, законом запрещено продавать (водку) публично в харчевнях, что некоторым образом могло бы распространить пьянство.

Дон Хуан Персидский или Орудж-бек Баят (один из персидских послов, принявших католичество)

Путешествие персидского посольства через Россию от Астрахани до Архангелска в 1599—1600 гг.

...Зато есть недостаток в хороших винах, ибо нет иного вина кроме того, которое выделывают из пшеницы и ячменя; оно чрезвычайно крепко, так что пьющие быстро приходят в опьянение, и потому законом установлено, чтобы чиновники не носили оружия, так как среди них то и дело случаются убийства.

Адам Олеарий (немецкий путешественник, учёный)

Описание путешествия в Московию (1633-1639)

Для питья у простонародья служит квас, который можно сравнивать с нашим слабым пивом, а также пиво, мед и водка. Водка у всех обязательно служит началом обеда, а затем во время еды подаются и другие напитки. У самых знатных лиц, наравне с хорошим пивом, подаются за столом также испанское, рейнское и французское вино, разных родов меды и двойная водка.

Для пива у них устроены приспособленные для этой цели ледники, в которых они снизу кладут снег и лед, а поверх их ряд бочек, затем опять слой снега и опять бочки, и т. д. Потом все сверху закрывается соломою и досками, так как у ледника нет крыши. Для пользования они постепенно отрывают одну бочку за другою. Вследствие этого они имеют возможность получать пиво в течение всего лета — у них довольно жаркого — свежим и вкусным.

Вино получают они через Архангельск в свою страну; русские, предпочитающие хорошую водку, любят его гораздо меньше, чем немцы.

Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики, вишен и др. Малинный мед казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу.

"Попойка" Гравюра из книги Олеария. Автор очень критично высказывался о пьянстве у русских. Не исключаю такую причину, как злословие и субъективизм
"Попойка" Гравюра из книги Олеария. Автор очень критично высказывался о пьянстве у русских. Не исключаю такую причину, как злословие и субъективизм

👉 Меня учили варить его следующим образом: прежде всего, спелая малина кладется в бочку, на нее наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду; затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого (или отделенного от воска) пчелиного меду, считая на кувшин пчелиного меду 2 или 3 кувшина водки, смотря по тому, предпочитают ли сладкий или крепкий мед.

Затем бросают сюда кусочек поджаренного хлеба, на который намазано немного нижних или верховых дрожжей; когда начнется брожение, хлеб вынимают, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней. Некоторые, желая придать меду вкус и запах пряностей, вешают в бочку завернутые в лоскуток материи гвоздику, кардамон и корицу.

Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже и через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей.

👉 Некоторые иногда наливают плохую водку в малину, затем мешают ее и, дав постоять сутки, сливают настойку и смешивают ее с медом; говорят, получается при этом очень приятный напиток. Так как водка теряет свое действие и смешивается с малинным соком, то, как говорят, ее вкус уже более не ощущается в этом напитке.

Яков Рейтенфельс (уроженец Курляндии)

Сказания герцогу Тосканскому о Московии (1671-1673)

Меж разного рода напитками первое место у них занимает, как я уже сказал, водка и пиво, которые они в большем количестве гонят, посредством огня, из хлеба, хотя сильно увеличивают этим цену на него. Правда, мосхи утверждают, что им необходимо употреблять этот огненный напиток, который они пряностями и травами делают более приятным на вкус и более полезным для желудка, как средство против холодного климата своей страны.

Нижегородцы с квасом. Гравюра Жака Реклю, 1880 г. Пусть и не ко времени, но колоритно
Нижегородцы с квасом. Гравюра Жака Реклю, 1880 г. Пусть и не ко времени, но колоритно

Пиво они варят из овса, ячменя и хмеля, но оно крайне мутно и слабо, так что необходимо большое количество его, чтобы опьянеть. Простейшее и самое легкое питье, называемое на их языке квасом, они приготовляют из ржи и других сортов хлеба, совершенно без хмеля. Летом они пьют воду, настоенную на яблоках, вишнях, малине и других вкусных ягодах и подслащенную медом.

Вина, выписываемые ими в большом количестве из Испании, Франции, Германии, Греции, они пьют редко, вполне довольствуясь своим медом и водкою.

Ещё почитать о иностранцах:

Записки иностранцев о России 15-17 века, как причина европейской русофобии. Наши нравы и обычаи их глазами

Про нравы, обычаи и чистоплотность поляков в 17 веке. Их отличия от русских. Заметки английского врача царя Алексея Михайловича

Спасибо, что прочитали. Русские не древние греки, поэтому, как и все остальные народы, любили в давние времена хмельные напитки. Кто не безгрешен?

Жду отзывов, вдруг кто-то из читателей попробует варить по рецептам Олеария)))

Славься дистилляция!
Славься дистилляция!

Не буду кривить душой - лайки приятны, но еще важней подписка, так читатель всегда будет в курсе новых публикаций!

-8