«Опять понаехали, нищеброды! - громко возмущается миниатюрная блондинка лет сорока. – Как лето, так начинаются эти безумные концерты». Для своего возраста женщина очень красива и в хорошей физической форме. Внешность портит только брезгливое выражение лица. «Сейчас бы десяток нормальных пацанов, за полчаса бы разогнали всех этих лохов бирюлевских», - отвечает её спутник, массивный мужчина лет 50-55. Вероятно, муж. Оба они, несмотря на абсолютно разную комплекцию, одеты в одинаковые спортивные костюмы, клетчатые, как у молодых уличных бойцов в фильме Гая Ричи «Джентльмены».
Пара выгуливает вдоль Патриарших прудов шпица, крохотную собачку, ростом не больше 20 см. Собачку они обожают, а всех остальных ненавидят. На соседней лавочке 20-летняя девушка громко хохочет, сидя на коленях у кавалера. «Как же достала эта “бирюлевская саранча”!» - очередной раз громко возмущается блондинка, бросив уничижительный взгляд на молодую пару.
«Саранчой из Бирюлево» жители домов у Патриарших прудов называют всех, кто не из этого района. Неважно, откуда приехал человек: из экологически чистого Крылатского, элитных Хамовников или неблагополучной Капотни, – с точки зрения обитателей Патриарших, все это «бирюлевская саранча».
Патриаршие – самый дорогой район Москвы. Средняя цена кв. метра, по данным агентства недвижимости Savills, на вторичном рынке составляет 1,31 млн рублей, а на первичном – 1,74 млн.
Для сравнения, на Остоженке, которую прозвали «Золотой милей», средняя цена кв. метра на вторичном и первичном рынке составляют 1,45 млн и 1 млн, соответственно.
Но Патриаршие пруды – одно из любимейших мест отдыха москвичей. Летом здесь всегда шумно. Сюда едут гулять со всего города. Люди разные. Одни пьют пиво на газонах и лавочках, другие – вино или кофе на ресторанных верандах, третьи – веселятся в клубах. На относительно небольшом пятачке вокруг Патриарших прудов расположено более ста кафе, клубов и ресторанов. Сами жители района, оказавшись в эпицентре активности, уверяют, что Патриаршие – это «проходной двор» и «филиал ада на земле».
В любом крупном городе есть подобные места. И на Патриарших так было всегда. Четверть века назад мы с друзьями из спальных районов Москвы ездили гулять в центр. Под центром, как правило, подразумевались две точки: Арбат и Патрики. Мы не вели себя, как ангелы: пили пиво и вино, горлопанили, иногда дрались. Не думаю, что местным жителям все это нравилось, но они воспринимали шумные тусовки как зло, с которым нужно смириться, непременный атрибут жизни престижного центра. А те, кому это не нравилось, переезжали жить в другие районы столицы.
Нынешние аборигены Патриарших объявили «понаехавшим» войну и несколько лет назад приступили к активным действиям. Местная инициативная группа написала письмо мэру Москвы Сергею Собянину, в котором потребовала закрыть половину ресторанов и клубов, а оставшимся ограничить рабочий день до 23 часов. Кроме того, по мнению жителей Патриарших прудов, на подъездах к району необходимо установить шлагбаумы и сделать для автомобилей нерезидентов платный въезд, а мотоциклам запретить въезд после 9 вечера.
Мосгордума согласилась только с последним пунктом. Мотоциклистам запретили ездить по району в ночное время. Во всем остальном столичные депутаты обитателей Патриарших не поддержали, объяснив, что закрывать район нельзя, так как это достояние не только тех, кто там живет, а всех москвичей.
Тем более, что жители Патриков могут легко поменять место жительства. В этом районе продается очень мало квартир, и, как правило, стоят они более 100 млн рублей. За такие деньги можно купить, например, две аналогичные квартиры в Хамовниках. А если кто-то не готов расставаться с пропиской, то жилье можно сдать. Это минимум 120 тыс. рублей в месяц.Но обитатели Патриарших не хотят уезжать. Возможно, причина в том, что, переехав в любой другой район Москвы, они в собственных глазах превратятся в «саранчу из Бирюлево».
В прошлом году вышел сериал «Беспринци́пные», герои которого живут в районе Патриарших прудов. Один из них, Славик, говорит: «Патрики — это не совсем Москва. Это такая волшебная страна внутри Москвы». А уезжать из «волшебной страны» никто не хочет, другое дело — сделать из нее «гетто для богатых», чтобы насладиться волшебством могли лишь те, кто готов купить входной билет стоимостью от 100 млн рублей.