Многое из того, что во мне заложено с детства, сохраняется до сей поры и является моим постоянны ориентиром в жизни. Например, пасхальные традиции.
Жила я с бабушкой в Саратовской области в большом селе. Бабушка моя Клавдия, 1914 года рождения, росла в зажиточной семье с православными традициями, которые соблюдала до конца своих дней, даже будучи после войны вдовой с двумя детьми. Ближе к празднику в доме постоянно звучало - «К пасхе…, к пасхе...» К пасхе все стиралось, отмывалось, очищалось до блеска. Менялись шторы на окнах, вешали более нарядные, светлые. К Пасхе пеклись куличи, пироги, пирожки. Красили яйца.
Из взбитого сливочного масла делали на блюде барана, настоящего, с рогами и кучерявой спинкой, у меня навыков таких нет, мне ни разу не пришлось участвовать .
На пасхальном столе обязателен был этот символ барашка из сливочного масла. Пасхальный барашек — символ, напоминающий о жертвенной гибели Иисуса Христа во искупление грехов всего человечества.
А еще бабушка заказала у плотника деревянную форму для творожной ПАСХИ и каждый год заранее делала ее, так как она должна была выстоятся под гнетом… Очень вкусные сейчас продают творожные Пасхи из «Золотого колоса», но сколько там натуральных продуктов ? И еще резала большого петуха для праздничного стола, хотя бабушка сама ни когда не постилась.
Это не означало, что она не заботилась о душе. Будучи человеком сурового нрава, измеряла все поступками, а не словами. Перед Пасхой считала обязательным "подать милостыню", так она называла помощь нуждающимся, например ведро картошки одинокой соседке, пирожки детям и "сковородные пышки" всем проходящим (рецепт я так и не узнала). Сама тоже принимала "подати" с благодарностью, вспоминала с теплотой об односельчанке Любе Петушковой, принесшей ей перед Пасхой молоко и сметану. Ни бабушки, ни тети Любы давно нет в живых, а память о добрых делах живет долго.
На Дону в Ростовской области слово «кулич» не в ходу, все изделия из теста и творога называют «Пасхами».
Церкви в селе в пору моего детства не было (в прочем ее нет и сейчас). Вернее здание церкви было, но там располагалась мельница.
Действующей церкви в селе не было, а освещение пищи все же происходило. До рассвета бабушка выносила большой поднос с куличами и окрашенными яйцами и ставила на крышу. Будила меня, давала мне сонной в руки закопченное стекло, чтобы увидеть через него первые лучи солнца: - «Посмотри, только один день в году солнышко играет лучами, восходя над Землей, освещает все вокруг. Увидеть это - счастье и Божья благодать».