Как два брата из Италии открыли сеть кофеен, которая изменила отношение к кофе в Великобритании, а потом завоевала весь мир. А также при чем здесь Елизавета II и как Costa Coffee поддерживает экологичные методы выращивания кофе.
Братья из Италии и кофе для Елизаветы II
В каком-то смысле история Costa Coffee началась в конце 1960-х, когда два брата — Бруно Коста и Серджио Коста — решили эмигрировать из итальянской Пармы в Лондон. Оба были большими любителями кофе, однако в Великобритании того времени хороший кофе был большой редкостью — англичане в основном пили чай. Именно поэтому в 1971 году братья Коста решили открыть в лондонском районе Ламбет собственный цех по обжарке кофе. Предприятие было рассчитано строго на снабжение кафе и ресторанов, но его моментально заметили и обычные лондонцы — во многом потому, что для доставки братья приобрели и переоборудовали классические лондонские кэбы, которые украсили своим именем.
Кофе от братьев Коста пользовался таким большим спросом, что в 1978 году они решили открыть в Лондоне собственную кофейню, которую назвали Costa Coffee. Считается, что именно она стала первым местом в Великобритании, где приготовленные по классическому итальянскому рецепту капучино или эспрессо можно было выпить не из стакана, а из настоящей фарфоровой чашки — как в Италии.
А еще через несколько лет, в 1981-м, компания открыла свою самую знаменитую кофейню — в лондонском вокзале Ватерлоо, которую лично посетила королева Елизавета II. К 1995 году Costa Coffee открыла в Великобритании свое 41-е кафе, что для консервативной чайной страны было огромным достижением. В этом же году Costa Coffee была куплена за 19 млн фунтов Whitbread — одной из старейших британских компаний в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Для Costa Coffee эта сделка стала первым шагом по выходу на международный рынок.
Costa Coffee выходит на мировой рынок
До 1999 года Costa Coffee оставалась сугубо британской сетью. Однако в 1999 году первая кофейня Costa Coffee открылась в Дубае (сегодня их там больше ста). За этим последовал масштабный выход компании на международный рынок. Сегодня кофейни Costa Coffee работают в 32 странах, причем иногда для выхода на новый рынок компания покупала крупные местные сети кофеен. Например, в 2009 году Costa Coffee купила польскую сеть Coffeeheaven, благодаря чему вышла в Восточную Европу. У части приобретенных кофеен оставили прежнее название, а часть, например в Чехии, переименовали в Costa Coffee.
Часть компании Coca-Cola и устойчивое развитие
В 2018 году компания Coca-Cola объявила о своем намерении купить Costa Coffee, и в январе 2019-го сделка состоялась — покупка бренда у Whitbread обошлась в 4,9 млрд долларов. А в сентябре 2020 года Costa Coffee запустила в России продажу зернового и молотого кофе. Для компании Coca-Cola это стало важным этапом в реализации стратегии по развитию сегмента кофе и кофейных напитков, и сегодня продукция Costa Coffee продается практически во всех крупных российских сетях, а в середине 2021 года ассортимент Costa Coffee в России пополнится капсулами. «В текущем десятилетии кофе для нас — это потенциальная возможность для развития, — говорит Зоран Богданович, исполнительный директор Coca-Cola HBC. — Выход на 14 рынков в разгар пандемии была трудной задачей. Но мы смогли адаптироваться и удовлетворить потребности любителей кофе, желающих получить качественный продукт у себя дома».
Кстати, с 2011 года весь кофе, продаваемый под брендом Costa Coffee, имеет сертификацию Rainforest Alliance . Наличие такого сертификата гарантирует, что кофе поступает от фермеров и хозяйств, придерживающихся самых строгих экологических стандартов, что полностью соответствует политике устойчивого развития компании Coca-Cola. Помимо этого компания Costa Coffee уже несколько лет развивает свою собственную программу устойчивого развития — Behind the Beans . Она действует по трем направлениям: поддержка местных сообществ там, где выращивается кофе, развитие самых современных и экологичных методов выращивания, а также постоянная работа по сокращению экологического следа на всех этапах производства.