Старый анекдот: один из постоянных гостей ресторана всегда давал щедрые чаевые официанту, который его обслуживал. Придя однажды на обед, он увидел, что его обслуживает другой официант.
- А где прежний молодой человек? - поинтересовался гость.
- Он проиграл вас в карты.
Если зайти в любое хоть сколько-то приличное заведение, найти менеджера, подойти к нему, тронуть за локоток, заглянуть в глаза и спросить: "У ваших официантов бывают "свои" гости?" - вам сразу же озвучат официальную позицию Кремля:
- У нас нет "моих" и "твоих" гостей. У нас все гости - наши. У нас все гости - общие. Мы ко всем одинаково. Мы всех одинаково. Мы ни к кому как-то особенно. У нас нет "моих" и "твоих" гостей.
Как вы понимаете, если в заведении принята точка зрения, что у нас нет "моих" и "твоих" гостей - следовательно, абсолютно точно есть "мои" и "твои" гости.
Вот я вам про себя расскажу: не раз и не два бывало такое, что я прихожу на работу после выходных, и мне говорят - тут, дескать, приходил вчера этот твой. Зашёл, осмотрелся, спросил, а где же Саша; а мы ему говорим - у него выходной; а он говорит - да? ну я пошёл. И, натурально, уходит.
Или другой вариант. Вот мы сейчас с женой смотрим сериал "Мистер Мерседес", по Стивену Кингу. Там старый детектив ловит маньяка. Ну, маньяк какой - замкнутый, необщительный, запоминает всех, кто ему сделал какое-то зло, при этом в интернете самый смелый. И вот жена смотрит на экран, где как раз маньяка показывают, смотрит на меня, смотрит на него, смотрит на меня. И говорит - вы так похожи.
И дело не только в том, что он слушает The Ramones (в первой же серии у него в машине играет Pet Sematary, каковая Pet Sematary суть саундтрек к первой экранизации того же Кинга "Клатбище домашних жывотных", как и я; а в том, что менеджер этого парня говорит полицейским - таких, как он, почему-то любят пожилые дамочки.
Так и у меня то же самое. Как только в заведение заходят дамы за 60, я говорю - о, ровесницы пришли. И иду к ним.
А в одном заведении одна такая требовательная дама всегда звала именно меня, потому что остальные, по её мнению, не понимали, чего она хочет.
Официально такое не поощряется и не запрещается. Тут ситуация примерно как с чаевыми в Китае: если не дашь - никто не обидится, если дашь - никто не откажется, если вымогают - зови полицию.
Заведению главное - чтобы гость ушёл довольный, оставив: а) в заведении - деньги; б) в голове - мысль, что сюда надо бы вернуться.
Плюс: чаевые в этом случае гарантированы. Если левому блюдоносцу могут из вынужденной вежливости оставить просто мелкую сдачу, то "своему" официанту такие гости оставляют всегда хорошо, что значит - уважают халдея, ценят его лакейский труд.
Второй плюс: пока официант долго и вкусно общается со своим гостем, он выключен из общей работы. Общаться с гостями так или иначе нужно всякому официанту, но когда вы уже перешли в стадию "своих людей", приходится слушать о свадьбе дочки, походах к врачу, на каком лайнере они впервые пробовали "Примитиво", etc. Это занимает время, а всю работу за тебя делают коллеги. При этом ты точно зарабатываешь хорошо, работая языком, а они, бегая по залу с подносом, - ещё не факт.
Помню, один такой "мой" гость уверял, что когда меня нет на смене, ему даже чай приносят не такой вкусный.
Объективно: чай точно тот же самый, посуда - та же самая, бойлер и кипяток в нём - те же. И даже бармен может быть один и тот же.
Но если подал не "его" официант, тогда гость, как сказано у дурацкого поэта Некрасова:
Соленых рыжиков не ест,
И чай ему не пьется.