Я - большой поклонник простых и коротких правил. Например, в одном из лучших фильмов, что я смотрел в жизни, "Трасса 60", один персонаж диктует правила найма личного водителя:
- Вот мои условия: бензин ваш, питаетесь тоже за свой счёт, никакого алкоголя, я выбираю радиостанцию и разговоры тоже начинаю я. Плачу 10 долларов наличными в час, плюс километраж, когда доедем. Во всём остальном - не обманете и обмануты не будете.
И, когда заключили контракт, дополнение:
- Для вас я мистер Коди или сэр.
Вот и всё. Я бы работал по таким условиям.
Или другой пример, уже реальный: когда в 1918-м году в одном новом государстве столица переехала из Петрограда в Москву, а всё командование - в Кремль, был подготовлен и опубликован специальный документ - "Перечень проектируемых работ по устройству охраны и укреплению Кремля". Документ, помимо прочего, предусматривал организовать "правильное и точное распределение охраны в Кремле".
(Замечу в скобочках, что) сама формулировка вызывает восхищение. Никаких лишних слов. К большевикам может быть масса претензий (например, их необъяснимая любовь к аббревиатурам), но здесь - лучший образец мысли.
И вот, значит, комендант Кремля - некий П.Д.Мальков - пишет потом в воспоминаниях: "В просторном, но отнюдь не громадном кабинете Ленина было три двери. Одна, направо от письменного стола, выходила в коридор, связывавший кабинет и приёмную председателя СНК [совета народных комиссаров] с его квартирой. У этой двери стоял часовой. Никто, кроме самого Ильича, пользовавшегося обычно именно этой дверью, никогда через неё не ходил. Часовой возле этой двери имел строжайшую инструкцию: кроме Ленина, не пропускать ни одного человека, кто бы это ни был".
Источник: Мальков П.Д. Записки коменданта Кремля. М., 1987. С. 186.
По-моему, инструкция не строжайшая, а наипростейшая. Всё предельно понятно, прозрачно, предсказуемо и, главное, чётко сказано - никаких исключений.
Вот такие правила мне нравятся. Категоричные.
Кстати, охрана Кремля была резко усилена спустя неделю после встречи Ленина с Гербертом Уэллсом, да-да, тем самым, автором "Войны миров" и прочего, он же специально приезжал в Москву поговорить с вождём пролетариата. Но это отдельная история.
Так я о чём: вот у нас сейчас активнейшим образом развивается доставка еды из заведений. Не знаю, как в других городах нашей славной Родины, а в гастрономической столице России это дело прямо ух: "Яндекс.Еда", "Деливери", "Бронибой". Среда конкурентная, много акций, скидок, приветственных бонусов и т.д.
На доставку работаем уже несколько лет, два-три - это минимум. И вот в последнее время придумали - не пускать курьеров в заведение, на улице должны ждать.
Да, раньше свободно пускали, никаких этих самых. А тут начальство увидело очередного курьера, который точно так же, как сотни ему подобных раньше, вошёл в заведение за заказом, начальство от этого дела вскипело и на ходу сочинило новое правило - больше не пускать.
Почему? - потому что это, сказало начальство, нарушает магию. Потому что гостям, сказало начальство, неприятно видеть курьеров.
У гостей, как вы, наверное, догадываетесь, никто не интересовался, неприятно ли им видеть курьеров. Достаточно того, что воображаемым гостям неприятно видеть курьеров; в голове у начальства.
Мне это непонятно. Ладно сейчас - погода налаживается, почти солнечно; в хорошую погоду, допустим, на улицу и так тянет, чего в помещении-то стоять. Ну а зимой - погреться? в дождь - посушиться? в пекло - охладиться?
Я работал как-то в заведении, где прямо у входа стояла симпатичная и такая, знаете ли, почти манящая лавка, очень комфортная, на неё приземлиться - одно удовольствие. И вот в том заведении гостей встречал бармен. А курьеры - они же заходят через ту же дверь, что и гости. И вот, например, приходит человек в жёлтом, а бармен ему так вежливо - добрый день, здравствуйте, вот присаживайтесь на лавку, подождите пока. Ваш заказ почти готов (эта фраза означала, кстати, что про заказ забыли и только-только начали готовить).
Были с женой в Москве на днях, пошли в грузинский ресторанчик. Там у входа как раз стоит пара курьеров. Мы заходим - и понимаем, почему их попросили подождать снаружи: вход очень тесный. То есть стоят гостей, встречает гостей, и вот заходим мы вдвоём - и мы уже создали пробку на входе. Поэтому, когда курьеры норовят войти, хостес просит их подождать снаружи.
А у нас хостес нет, поэтому начальство сочинило на ходу новую обязанность - останавливать курьеров на входе.
Вот ты работаешь, вот тебе машет гость, хочет сделать заказ, вот тебе сигналит кухня, что надо забирать готовое блюдо, вот у тебя звонит рабочий телефон, кто-то хочет забронировать столик, вот бармен переспрашивает, кто это заказал капучино с корицей, надо бы этого человека сфотографировать и его фотку вклеить в меню рядом с блюдом из баранины. И тут заходит курьер.
По мысли начальства, я должен немедленно всё бросить и стремглав кинуться ко входу через весь зал, чтобы остановить это чудовище, которое сейчас погубит нам всю работу.
По мысли начальства, гости будут этим очень довольны и скажут мне "спасибо":
- Это ничего, что вы так долго не принимали у нас заказ. Главное, вы не пропустили курьера, которого нам неприятно видеть.
- Это ничего, что вы принесли остывшее блюдо. Главное, вы не пропустили курьера, которого нам неприятно видеть.
- Это ничего, что вы не ответили на мой звонок. Главное, вы не пропустили курьера, которого нам неприятно видеть.
- Это ничего, что вы поместили моё фото в меню рядом с блюдом из баранины, потому что я пью капучино с корицей. Главное, вы не пропустили курьера, которого нам неприятно видеть.