Найти в Дзене

Монастырское пиво: орден Траппистов

Оглавление

Траппистское пиво широко известно в мире. Его популярность стремительно возросла за последние 10-15 лет, а в таких странах, как Бельгия и отчасти Франция, это пиво всегда было популярно. Сейчас мы кратко ознакомимся с историей монахов траппистов и с их пивоваренными традициями.

Траппистский трипель
Траппистский трипель

Цистерцианцы

Трапписты – монашеское объединение, являющееся ответвлением Цистерцианского ордена. Его история начинается в 1098 году, когда часть монахов Бенедиктинского аббатства в Молеме (Франция, регион Бургундия) покинули свой монастырь и основали новый в местечке Сито (или Цистерциум на латыни). Их не устраивал отход от суровой аскезы и чрезмерное увлечение братии общественной жизнью за пределами обители. Отделившиеся послушники планировали обеспечить строгое соблюдение устава, разработанного Святым Бенедиктом (а он, в свою очередь, уделял большое внимание отказу от материальных благ и регулярному физическому труду).

С самого зарождения ордена, Цистерцианцы занимались фермерским хозяйством. Среди площадей, обрабатываемых монахами, встречались и виноградники. Ну как «встречались»? Их было довольно много.

По мере расширения ордена, каждый отдельный монастырь был во многом автономен, за исключением общих принципов организации ордена и духовного наставничества. В надежде привлечь в свои владения трудолюбивых монахов, многие представители знати отдавали членам ордена пустующие земли, которые вскоре становились экономическими и социальными центрами. К 1152 году в Европе было 333 Цистерцианских монастыря. На пике своей славы в XIV веке этот орден был самым могущественным в регионе. Зенит влияния был достигнут в 1335 году, когда представитель братства был избран Папой Римским (Бенедикт XII).

После этого, слава ордена стала угасать, чему во многом способствовали Реформация и революция во Франции.

Орден Цистерцианцев отличается белыми одеждами
Орден Цистерцианцев отличается белыми одеждами

Орден цистерцианцев строгого соблюдения (Трапписты)

Когда основной орден Цистерцианцев плавно катился по наклонной, руководитель аббатства в городке Ла-Трапп (Франция, регион Нормандия) решил, что настало время реформ. Решил он это в 1664 году. Как и первоначальное движение Цистерцианцев, новые реформы предполагали возврат к уставу, разработанному Святым Бенедиктом. Все члены ордена, которые последовали призывам аббатства из Ла-Трапп, стали известны как «Трапписты».

Аббаство в городе Ла-Трапп
Аббаство в городе Ла-Трапп

Впрочем, Французская революция и деятельность Наполеона сильно ударили, как по основанному ордену, так и по Траппистам: земли монастырей изымались, а сами монахи были вынуждены бежать. Они искали убежища по всей Европе, но это было сложно, так как неугомонный Наполеон тоже изрядно наследил на континенте.

С другой стороны, именно этот исход из Франции привел к тому, что Трапписты нашли себе место в Бельгии и в Северной Америке. После свержения Наполеона в 1815 году монахи начали возвращаться во Францию. Те же, кто остался в Бельгии, отделились от французского управления и организовали собственную конгрегацию.

В 1892 году Трапписты окончательно отмежевались от Цистерцианцев, так как независимость ордена признал Папа Римский. С тех пор, старое братство известно как «Орден цистерцианцев стандартного соблюдения», а Трапписты стали «Орденом цистерцианцев строгого соблюдения».

На сегодняшний день, в мире насчитывается около 170 монастырей Траппистского ордена.

Пивоварение

А вот и то, ради чего мы здесь собрались.

Несмотря на то, что монахи предпочитают уединенную жизнь в работе и молитвах, гостеприимство и благотворительность остаются вполне богоугодными явлениями. Монастыри получают репутацию безопасных и чистых мест, где путник может отдохнуть с дороги, а также поесть и попить. Монахи сами производили себе еду и напитки или же они производили только напитки, а еду покупали на средства, вырученные от их продажи.

Поэтому при монастырях всегда были запасы пива и вина. К слову, в те далекие времена качество питьевой воды не соответствовало никаким санитарным нормам, а потому пить пиво было в буквальном смысле безопаснее. Ведь в процессе варки вода кипятилась, а напиток получал массу питательных веществ из растительного сырья. Пиво (как и вино) было безопасным и занимало важное место в ежедневном рационе средневекового жителя.

Монастырское производство
Монастырское производство

Еще в 820 году в монастыре Святого Галла была организована пивоварня, которая стала образцом для других монастырей. Собственно, пивоварни было три:

  1. В одной варилось пиво для оплаты товаров и для путешественников;
  2. Во второй для употребления непосредственно монахами;
  3. В третьей – для благотворительных целей.

Продукция каждой из пивоварен отличалась по качеству. Понятно, что пиво для благотворительности варилось из того, что осталось.

В какой-то момент, монахи установили, что воду можно пропускать через сусло несколько раз, чтобы получить от него все, что возможно. Впервые это отражено в записях Иезуитских пивоваров, которые оставляли первый прогон (крепостью около 5%) для путников, а второй (около 2,5%) для себя.

Следующим интересным открытием был тот факт, что люди готовы платить больше денег за более крепкое пиво, и эта разница в цене перекрывает стоимость дополнительного сырья.

Таким образом, первый прогон воды через сусло получался самым насыщенным и крепким. Это считалось лучшим пивом. Второй прогон был чуть похуже, а третий – совсем слабеньким. Как и прежде, первая варка предназначалась гостям и путешественникам, а также на продажу (чтобы содержать монастырь). Второй проход через сусло шел напрямую монахам, а третий – нищим. Есть мнение, что именно отсюда происходят популярные в бельгийском пивоварении термины: «сингл», «двойной» («дуббель»), «тройной» («трипель») и «четверной» («квадрюпель»).

Эта традиция самостоятельности монастыря в сочетании с гостеприимством продолжилась в Бельгии после того, как монахов изгнали из Франции во время Наполеоновских войн. Учитывая тот факт, что в бельгийском регионе сложно вырастить хороший виноград, да и население этих земель больше тяготело к пиву, вновь открывающиеся монастыри концентрировались исключительно на пенном.

Следующий большой шаг в улучшении качества монастырского пива приходится на начало XX века. В это время в Бельгии растет популярность импортного пива с низким содержанием алкоголя (евро лагер). Как следствие, местные пивоварни стали стремительно разоряться. Именно в этот момент Трапписты всерьез заявляют о себе на рынке, предлагая более крепкое и более ароматное пиво.

На развитие ситуации повлиял также закон 1919 года о запрете продажи крепкого алкоголя в бельгийских барах, чем и воспользовались монастыри. Не имея возможности купить крепкий алкоголь, население потянулось к монастырскому пиву, которые, как мы помним, было весьма забористым. По мере того, как обычные пивовары разорялись, спрос на продукцию монастырей рос, ведь альтернативы сокращались. Будучи консервативными в базовых вопросах, монахи довольно быстро внедряли в производство новые технологии, которые позволяли улучшить качество пива. В этом есть довольно интересная логика: «Раз уж мы работаем для Господа и во славу Его, мы должны делать настолько качественный продукт, насколько это возможно». И это один из ключевых принципов монастырского производства на протяжении всей истории ордена.

По мере того как Траппистское пиво становилось все более популярным, другие пивовары также стали использовать этот термин. В результате, монахи были вынуждены прибегнуть к помощи закона в 1962 году. В 1997 году несколько монастырей сформировали Международный Ассоциацию Траппистов, куда вошло:

  1. Шесть бельгийских монастырей;
  2. Один нидерландский;
  3. Один немецкий.

Ассоциация разработала специальный логотип, который можно использовать только на продуктах, изготовленных в Траппистских монастырях. А это не только пиво. Монахи также производят: сыр, хлеб, вино, и много чего еще.

Логотип Ассоциации
Логотип Ассоциации

Чтобы использовать этот логотип на пиве необходимо выполнение следующих условий:

  1. Пиво должно быть сварено в стенах Траппистского монастыря непосредственно монахами или под их прямым контролем.
  2. Пивоварня должна иметь второстепенное значение, а ее бизнес полностью входить в общественную структуру монастыря.
  3. Пиво варится не для получения прибыли. Деньги, полученные от продажи, расходуются на содержание монастыря и братии. Все, что остается после удовлетворения нужд, идет на благотворительность.
  4. Качество пива должно постоянно контролироваться.

По состоянию на 2020 год Ассоциацией признано 14 Траппистских пивоварен, а продукцию некоторых из них можно найти даже в России.

Траппистское пиво из Британии
Траппистское пиво из Британии

Еда
6,93 млн интересуются