Британская The Telegraph опубликовала короткую заметку, автор которой фиксирует важные, на ее взгляд, сдвиги в чайных вкусах британцев, способные существенно повлиять на чайный и околочайный рынок.
Самым существенным изменением, по мнению автора заметки, является постепенный отказ британцев, особенно молодых, от сладких закусок к чаю. В первую очередь — от традиционного печенья. Если смотреть на британскую чайную традицию с парадно-туристической стороны, то может сложиться впечатление, что главные британские закуски к чаю — это набор из сэндвичей, сконов и разной кондитерки, собранный на специальной этажерке. Той самой, что является главным маркером традиционного послеобеденного чая. Однако на бытовом, массовом и повседневном уровне главной английской закуской к чаю является разнообразное печенье, предназначенное в том числе и для не особо эстетичного макания в чай. Исследования, призванные выявить самую популярную марку такого печенья в разных социальных группах или определить, какая из печенюшек медленнее размокает в чае, проводятся в Великобритании регулярно. Наиболее эксцентричные британцы макают печеньку в чай в прыжке с высоты 74 метра — и, что характерно, попадают. Ну и так далее.
Так вот. Последние исследования показывают, что жители Великобритании стали реже макать свое печенье в чай. А еще в качестве закуски к чаю стали часто употреблять самсу. Говорить о полной замене сладкого печенья сытной самсой, безусловно, рано — но некоторая тенденция в этом направлении наметилась.
Надо понимать, конечно, что таких якобы тектонических сдвигов любая развитая чайная культура пережила целый пучок. Достаточно вспомнить, например, выход из активного обихода самоваров и глубоких блюдец в русской чайной культуре. Или перестройку британских чайных вкусов под кенийский чай. Или даже само появление массовой британской чайной культуры — изначально, напомню, Британия была вполне себе кофейной страной, потребление чая превысило потребление кофе там только в середине XIX века.
Такие изменения вкусов, конечно, бывают неприятными для конкретных бизнесов — в данном конкретном случае, например, они наверняка, огорчают производителей печенюшек. Но с точки зрения макрокультуры все эти изменения вызывают скорее интерес, чем беспокойство.
Ну вот, например, отказ от печенек. Он ведь может быть связан как с парадигмальным отказом от сладкого, характерным для многих развитых рынков,так и с изменением функции чаепитий — особенно с учетом роста популярности самсы. Потому что чай с печенькой — это легкий и слабоосознанный перекус. А чай с самсой, а еще лучше — с двумя самсами — это вполне себе годный способ подкрепиться. И самса тоже штука непростая. Ее популярность может быть связана как с традиционной эклектичностью британской потребительской культуры, которая охотно вписывает в себя изначально небританские темы. Так и с увеличением в общей массе потребителей доли представителей тех культур, где самса является традиционным блюдом. Мигрантов из Азии и их потомков, проще говоря.
Ну и еще одна забавная деталь все из той же телеграфовской заметки. Галерея Тейт — которая, как известно, является самым большим собранием произведений британского искусства — не так давно обновляла всякое. В том числе и подписи под некоторыми картинами, имеющими связь с колониальной историей Британии в ее нелицеприятных аспектах. И под картиной ван Акена «Английская семья за чаем», написанной примерно в 1720 году, появилось сообщение о том, что чай был горьким и подслащивался сахаром, произведенным в колониях и с использованием рабского труда.
Тут любопытна историческая внимательность, конечно. И чай, и сахар в Британии XVIII были товарами заморскими — но чай в те времена появлялся на столах британских потребителей в результате более или менее равноправной торговли с Китаем, а сахар — действительно в результате использования рабского труда. Колониальным товаром, к которому тоже можно предъявить разные этические претензии, чай в Британии стал только в XIX веке. И интересно, конечно, появятся ли соответствующие ремарки в современных изданиях «Чашки отменного чая» Оруэлла, например, где он, как известно, рекомендует отдавать предпочтение чаю индийскому или цейлонскому по сравнению с чаем китайским.