Отвечает на вопрос бывший главный консультант при Министерстве по делам Религии Республики Турции - Али Акын.
Неправильное понимание шафаата (заступничества) вот уже столетиями наносит огромный вред Исламскому миру. Вред от неправильного толкования понятия шафаата (заступничества) двусторонний, потому что оно вредит и в действующем мире, также вредит и загробной жизни мусульман.
Какое же настоящее значение термина шафаат по Корану?
Все аяты упоминающие термин шафаат в Коране, делятся на 3 (три) группы.
Первая группа аятов Корана – полностью и категорически отвергает шафаат (заступничество)!
Примеры таким аятам:
Сура Бакара, 254
254. О верующие! Расходуйте из того (имущества), которым Мы вас наделили, пока не настал день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие — несправедливы.
Источник: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/254
Сура Бакара, 48
48. Бойтесь того дня, когда ни один человек не поможет другому, не будет принято от него заступничество, и не будет взят ни за кого выкуп. Никто его больше не спасет (от наказания).
Источник: https://azan.ru/durus/read/8-sura-al-bakara-ayatyi-38-48-2969
Сура Бакара, 123
123. Бойся того дня, когда ни один человек не поможет другому, не будет ни за кого принят выкуп, и не поможет ему заступничество. Никто его больше не спасет (от наказания).
Источник: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/123
Первая группа аятов, четко и ясно дает нам понять, что в Судный день, никакого заступничества НЕ будет.
Никто не сможет избежать положенного воздаяния, никто не сможет помочь кому-либо, спасти кого-либо.
Примечание: мы вставляем ссылки на перевод Корана, но, вы не должны обращать внимание на комментарии внизу, так как, это комментарии других ученых, которые не верны. Али Акын, объясняет эти аяты по-другому, он приводит свой перевод из своего тафсира Корана.
Вторая группа аятов Корана – более подробно объясняет первую группу аятов.
В первой группе было категорическое отрицание шафаата, и вторая группа аятов поясняет первую группу.
Примеры таким аятам:
Сура Саба, 23
23. Не поможет (ничье) заступничество перед Ним, если Он не разрешит (заступиться за кого-то). Когда же страх покинет их сердца, они станут спрашивать (друг друга): «Что сказал (вам) Господь?» Они ответят: «Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий».
Источник: https://azan.ru/tafsir/Saba/21-40
Сура Бакара, 255
255. Аллах — нет никого достойного поклонения, кроме Него, Живого, Самодостаточного. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. Кто может заступиться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Курси объемлет небеса и землю, и Ему не трудно поддерживать их (небеса и землю). Он — Возвышенный, Великий.
Источник: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/241-260/255
Сура Юнус, 3
3. Поистине, ваш Господь — Аллах, который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Аршем. Он управляет делами (творений). Никто не будет заступаться (за других) без Его разрешения (это опровергает язычников, которые утверждали, что их идолы заступятся за них). Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Почему бы вам не принять наставление (и не уверовать)?
Источник: https://azan.ru/tafsir/Yunus/3
Сура Таха, 109
109. В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый разрешит (заступиться) и чьими словами будет доволен (речь идет о верующих).
Источник: https://azan.ru/tafsir/Ta-ha/101-120
Вышеуказанная группа аятов разъясняет первую группу аятов.
Потому что в Коране некоторые аяты, разъясняют другие аяты, то есть, некоторые не совсем понятные на первый взгляд аяты, всегда подробно разъясняются другими аятами с аналогичной темой.
Всевышний Аллах, всегда разъясняет трудные аяты Корана, которые могут неправильно интерпретированы – другими аятами, тем самым внося ясность.
Сура Худ, 1
1. Алиф. Лям. Ра. Это (Коран) — (священная) Книга, аяты которой совершенны и объяснены Мудрым, Всезнающим (Аллахом).
https://azan.ru/tafsir/Hud
Таким образом, вторая группа аятов нам говорит, что шафаата без дозволения Всевышнего Аллаха – не будет!
То есть, если только Всевышний разрешит, только и только тогда возможен шафаат.
Третья группа аятов – разъясняет нам смысл второй группы аятов, то есть, настоящий смысл шафаата по Корану!
Какие же аяты разъясняют нам это?
Сура Зухруф, 86
86. Те, кому поклоняются помимо Него, не обладают заступничеством (не смогут ни за кого заступиться). Заступаться будут только лишь те, кто осознанно засвидетельствовал истину.
Источник: https://azan.ru/tafsir/az-zuhruf/86
Сура Наба, 38
38. В тот день Дух и ангелы встанут рядами. Никто не промолвит ни слова, кроме тех, кому разрешит Милостивый. И говорить они будут правду.
Источник: https://azan.ru/tafsir/an-naba/21-40
Указанные аяты – подробно и ясно разъясняют нам значение термина шафаат!
Кто будет заступаться?
«Заступаться будут только лишь те, кто осознанно засвидетельствовал истину»
«Никто не промолвит ни слова, кроме тех, кому разрешит Милостивый. И говорить они будут правду»
Как мы видим, заступающиеся, смогут заступиться, под такими условиями:
1. Только с разрешения Всевышнего.
2. Осознанно, то есть, будут говорить лишь то, что сами знают, чему сами были свидетели.
3. Будут говорить лишь истину.
То есть, можно будет лишь сказать лишь то, что было в реальности, то есть, правду и ничего более.
Настоящее значение шафаата в Коране, это вышеуказанное и ничего более!
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ!
Разъяснение от автора блога:
Еще раз прочтите все аяты из Корана на которые ссылается Али Акын, и вы поймете, что шафаат – это по сути простое свидетельство, не более того.
Если, привести грубую аналогию, можно это описать так:
Допустим, существовал некий добрый человек, который творил добрые дела, чему вы были свидетелем, то есть, вы непосредственно лично видели его добрые дела (не слышали, а, видели).
В Судный день, когда будут судить этого человека, будут приведены его добрые дела (реальные), и вас просто призовут просто как свидетеля, где вы выступите, и подтвердите, что этот человек действительно совершал все эти благие дела, что вы это видели, вы расскажете правду, ровно настолько насколько тому вы были свидетелем.
Допустим, что этот человек прошел Великий суд и заслужил по его итогам место в Раю.
Теперь, задайте себе такой логический вопрос: «Этого человека спасло ваше свидетельство на суде (истинный шафаат по Корану) или его реальные благие дела, которые он творил при своей жизни?»
Конечно же, его спасли его благие дела!
Поэтому, каждый человек должен спасать себя сам при своей жизни. Каждый получит по заслугам.
Всевышний Аллах знает и видит все, ваше свидетельство в принципе Ему не нужно, Он и без вас знает все.
При этом, Али Акын нисколько не умаляет милосердие Всевышнего Аллаха.
Да, Всевышний Аллах может простить любого грешника, но только того, кто не придавал ему сотоварищей (кто НЕ верил в посредников), а вера в ложное понятие шафаата, и есть самый настоящий ширк.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
Как же они, адепты Тарикатов и шейхи Тасаввуфа (Шейхи Суфии) понимают шафаат?
Согласно их понятию, шафаат – это, назначение кого-либо на какую-либо должность НЕ по заслугам!
То есть, передать какие-то права тому, кто этих прав НЕ заслуживает!
Разве не так?
Разве Шейхи тарикатов не заявляют, что они заступятся на том свете за тех людей, которые своими делами НЕ заслужили Рая, и по их заступничеству, те люди будут прощены и в итоге попадут в Рай?!
Подчеркиваем, НЕ по заслугам своим!
Например, какой-то человек очень грешный и своими деяниями НЕ заслужил Рая, просто не достоин Рая, но шейх тариката, адептом которого он является заступится за него на том свете, и якобы тот человек в итоге пройдет в Рай!
Разве не таково определение заступничества?!
Вера в шафаат (вера в заступничество посредников) это, и есть – ШИРК.
Ведь, первоначальная аудитория, то общество, к которому наш пророк пришел с посланием, НЕ были атеистами (НЕ признающими никакого Бога), они были – мушриками!
Мушрики – верили во Всевышнего Аллаха, просто они считали, что в силу своих недостатков они не могут напрямую обращаться к Всевышнему, что сами по себе не смогут получить довольство Всевышнего.
Поэтому они сами назначали себе посредников между собой и Всевышним.
Мушрики считали, что эти посредники, замолвят за них словечко перед Всевышним, то есть, проявят свой шафаат перед Всевышним.
P.S. Данная статья является краткой выжимкой, вышеуказанного видео. Полное текстовое изложение доступно по ссылке.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:
Об этом аяте Али Акын в данном видео не говорил, я услышал этот аят в другом видеоуроке теолога Мехмета Окуяна, и хочу привести его здесь:
Сура Зумар, 19
19. Можешь ли ты спасти того, относительно кого есть Слово (решение Аллаха) о наказании, того, кто в Огне?
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/az-Zumar/19
Здесь, мы видим обращение к пророку (с.а.с) со стороны Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах бросает вызов, это риторический вопрос!!!
Коран нам говорит, что даже Мухаммад (с.а.с) никого не спасет!!!
Сура Араф, 188
188. Скажи (этим язычникам, Мухаммад): «Я даже про самого себя не знаю — (что меня ждет) польза или вред, если (сообщить мне об этом) не пожелает Аллах.
Если бы я знал тайное (о том, что произойдет в будущем), то увеличил бы для себя благое, и меня не постигло бы зло. Однако я — лишь (раб, посланный Аллахом, и я) предостерегаю (людей от наказания за ослушание Всевышнего) и радую (вестью о Рае) верующих».
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-A'raf/181-200
Здесь, пророк сообщает, что он самолично не знает того, что его ждет.
Пророк НЕ знает, что ему уготовано!
Как можно верить в то, что пророк спасет кого-то, если он о себе такого сказать не может?!
Как у нас понимают шафаат (заступничество)?!
Нам объясняют это так: кто-то из числа грешных мусульман по своим делам попадет в Ад (должен будет попасть туда), но якобы кто-то вмешается: пророк (с.а.с), святой, шахид и так далее, и якобы в честь этого кого-то, Всевышний Аллах простит грешного и избавит от наказания Ада.
Прошу вас еще раз внимательно прочесть аят Корана!
Если в отношении кого-то уже есть решение, и он по своим делам должен попасть в Ад, то никто его не спасет!
Комментарий от Автора Блога:
Уважаемые читатели Блога, Али Акын в первую очередь критикует гражданское общество Турции, так как, там очень распространены различные тарикаты и идеи тасаввуфа (суфизма).
Например, в Турции есть очень известный шейх – Джуббели Ахмет Ходжа (Cübbeli Ahmet Hoca), причисляющий себя к тарикату Накшбандия, и его ответвлению Халидия. Так вот, данный шейх утверждает, что простой мюрид (ученик, член) этого тариката на Судном дне будет иметь право заступиться (проявить шафаат) за всех людей, похороненных рядом с этим мюридом в радиусе одного фарсаха (около 8 км) от его могилы. Получается, что все захороненные на кладбище, якобы автоматически спасены всего лишь простым наличием простого члена этого тариката в этом кладбище.
"Умершие люди до него или после него, чтобы они не творили, какими бы они грешниками бы не были, знал ли этот мюрид их лично или не знал, без разницы якобы он спасет их всех!!!"
Ложь Джубелли Ахмет Ходжа
Какое чудовищное заявление!!!
Какой чудовищный навет на Всевышнего!
Разве Всевышний дал им такое право?!
Конечно, простой мусульманин из стран Средней Азии или России, может сказать: «Да, это плохо, но для нас это не актуально, у нас эти тарикаты не распространены», и сказав это он ошибется.
Хотя, конечно тарикатов у нас может и нет или существенно меньше, но ведь ложные идеи тасаввуфа (суфизма) уже давно просочились в Ислам, и уже канонизированы!
Разве НАМ не проповедуют «шафаат от пророка», «шафаат от муэдзина», «шафаат от шахида» и так далее?!
Разве такие ложные хадисы не встречаются в сборниках хадисов?!
Мы можем привести пару примеров, этому:
Пророку (с.а.с.) Аллах дал право заступничества. Согласно хадису, в Судный день он (с.а.с.) подойдет к подножию Трона Аллаха, совершит земной поклон и услышит от Аллаха: «Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твое заступничество будет принято! О, Мухаммад, введи тех из твоей общины, кто не должен подвергнуться расчету, через правую дверь из дверей Рая». Избранные удостоятся чести заступничества Пророка (с.а.с.).
Подробнее: https://islam-today.ru/veroucenie/kto-polucit-zastupnicestvo-proroka-sly-allh-lyh-wslm-v-sudnyj-den/
Внимание! Ложный хадис!!!
Еще один ложный хадис
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Мое заступничество [в Судный День охватит в том числе и] совершивших большие грехи из числа моих последователей [которые так и не успели раскаяться в содеянном и исправиться до наступления смерти]»
Абу Дауд С. Сунан аби Дауд, хадис № 4739, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр, хадис № 4892; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 456, хадис № 2292.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.
Однако, хадис - ложный!!!
Источник: https://umma.ru/hadisy-o-zastupnichestve-proroka
Еще один ложный хадис
4660 — Сообщается, что Нимран ибн ‘Утба сказал:
— Однажды мы, будучи маленькими сиротами, зашли к Умм ад-Дарде (жене Абу ад-Дарды), которая погладила нас по головам и сказала:
— Радуйтесь о дети, ибо, поистине, я надеюсь, что вы будете под заступничеством своего отца, так как слышала, как Абу ад-Дардаъ говорил: «Я слышал, как посланник Аллаха говорил: “Шахид будет заступаться за семьдесят человек из числа членов своего семейства”».
Этот хадис передали Абу Дауд 2522, Ибн Хиббан 4660, Ибн ‘Асакир в «ат-Тарих» 17/321/2 и аль-Байхакъи 9/164.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.
Однако, хадис - ложный!!!
Как вы видите, везде мусульмане верят в шафаат, даже последователи аль-Албани тоже верят в шафаат.
Али Акын доказывает, что такое ложное понятие шафаата НЕ соответствует Корану, священный Коран отвергает это понятие.
Вот достоверный хадис, который полностью соответствует Корану, где наш пророк, говорит своей родной дочери, что он не спасет ее, не сможет помочь ей хоть как-либо, и велит ей спасать себя самой!
Данный хадис полностью опровергает вышеуказанные недостоверные хадисы!
Когда Аллах ниспослал Посланнику аят, в котором говорится: «И увещевай своих ближайших родственников…» (26/214).
Посланник обратился к Курайшитам и сказал: «О, Курайшиты! Купите (т.е. освободите) самих себя, ибо я никак не смогу избавить вас от наказания Аллаха!
О, Бану Абдуманаф! Я никак не смогу избавить вас от наказания Аллаха!
О, Аббас бин Абд аль-Мутталиб! Я никак не смогу избавить тебя от наказания Аллаха!
О, Сафийя, тётя Посланника Аллаха! Я никак не смогу избавить тебя от наказания Аллаха!
О, Фатима, дочь Мухаммада! Я никак не смогу избавить тебя от наказания Аллаха! Проси у меня чего хочешь из моего имущества, но я никак не смогу избавить тебя от наказания Аллаха!»
Источник: см.: Бухари, 2753; Муслим, 206.
Достоверный хадис!
Факт того, что даже пророк не сможет помочь своей родной дочери чем-то или хоть как-то, подчеркивается следующим аятом Корана!
Сура Лукман, 33
33. О люди! Бойтесь вашего Господа и страшитесь Дня, когда родитель (ничем) не сможет помочь своему ребенку, а ребенок — своему родителю. Обещание Аллаха — истина! Пусть же не обманет вас земная жизнь, и пусть обманщик (шайтан) не обманет вас относительно Аллаха!
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/Luqman/33
Ни один отец не поможет своему ребенку, и ни один ребенок своему отцу!
И еще раз прочтите аят Корана!
Сура Зумар, 19
19. Можешь ли ты спасти того, относительно кого есть Слово (решение Аллаха) о наказании, того, кто в Огне?
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/az-Zumar/19
Здесь, обращение к пророку (с.а.с) со стороны Всевышнего Аллаха, Всевышний Аллах бросает вызов, это риторический вопрос!!!
Всевышний Аллах бросает вызов в этом аяте, через пример пророка всем, кто верит в ложный шафаат (заступничество)!!!
Просим вас, прочесть связанную с этой темой следующую статью
Мира вам и благополучия!
Не забывайте подписываться на канал!
Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!
Возможно, вам будут интересны следующие статьи:
Статьи касающиеся женщин и мужчин
Интересные статьи с ответами на вопросы