Найти тему
Андрей Мятиев

Как происходила разработка новых моделей велосипедов на предприятиях советской велопромышленности. Часть 2-я - ТЗ, ТП и т.д.

Первую часть статьи смотрите здесь:

На основе Технического Задания разрабатывался Технический Проект (ТП), где подробно рассматривалась конструкция новинки, давалась полная техническая характеристика, декларировались материалы, из которых должны быть изготовлены комплектующие. К ТП прилагался патентный формуляр, где указывалось, в каких странах модель обладала патентной чистотой. Отдельной частью Техпроекта являлся проект художественного оформления велосипеда. Этой работой могли заниматься как заводские специалисты по технической эстетике (слово «дизайн» в СССР не жаловали), так и работники Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики, причем, как головного, московского, там и региональных его филиалов (Харьковского, Ленинградского, Белорусского и т.д.). Составлялся художественно-конструкторский проект, в рамках которого разрабатывался не только дизайн декалей или аппликаций, но и сочетания цветов, покрытий, фактура материалов, из которых изготовлены отдельные части велосипеда и т.п.

Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Затем строился макетный образец новой модели. Техпроект вместе с макетным образцом поступали на рассмотрение совета в составе представителей заинтересованных организаций (ЦКТБ, Главмотовелопрома, Министерства Торговли, велосипедного завода, на котором предстояло выпускать эту модель, а также «Автоэкспорта» или Спорткомитета).

После утверждения ТП начинались работы по созданию конструкторской документации для создания опытного образца велосипеда. После его постройки следовали испытания опытного образца и по их результату вносились поправки в документацию.

Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Затем изготавливалась установочная партия веломашин новой модели. И, если результаты последующих испытаний и отзывы торгующих организаций были положительными – модель ставилась на крупносерийное производство и тиражировалась сотнями тысяч экземпляров.

Все стадии процесса – от формулирования Технического Задания до изготовления установочной партии – в сумме занимали около полутора лет. К каких-то случаях процесс двигался быстрее, в некоторых – медленнее.

Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический проект мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Разработкой документации, включая создание опытных образцов, могло заниматься ЦКТБ Велостроения или же Отдел Главного Конструктора или Конструкторское Бюро завода-изготовителя. Принципиально новые модели, не выпускавшиеся ранее заводом, обычно создавали специалисты ЦКТБ. Так, например, практически все советские велосипеды со складными рамами и на 20-дюймовых колесах («Кама», «Десна-2», «Минск»), были созданы в ЦКТБ Вело, а конструкторы заводов-изготовителей лишь дорабатывали эти модели в соответствии с техническими возможностями своих предприятий. Некоторые предприятия, не располагавшие опытными конструкторскими коллективами, получали всю документацию в готовом виде с ЦКТБ; одним из таких производителей был Атигский Машиностроительный Завод, располагавшийся в Свердловской области.

Протокол рассмотрения технического проекта мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Протокол рассмотрения технического проекта мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Протокол рассмотрения технического проекта мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Протокол рассмотрения технического проекта мужского дорожного велосипеда модели 111-421 и его модификаций 111-422 и 111-423 "Люкс". Харьковский Велосипедный Завод имени Петровского. 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Связка ЦКТБ и ХВЗ была еще более прочной – Бюро так или иначе принимало участие в разработке большинства моделей Велозавода. В отдельных случаях ХВЗ выступал заказчиком разработки, а ЦКТБ – непосредственным исполнителем заказа. Так, например, проект гоночных велосипедов высокого класса «Москва-80» был исполнен целиком силами ЦКТБ, включая изготовление малой серии этих веломашин, а ХВЗ, хоть и выступал участником проекта, фактически присутствовал лишь в виде эмблем на рамах.

Базовая модель 111-421 ранней модификации. 1981 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Базовая модель 111-421 ранней модификации. 1981 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта моделей 111-321, 111-422 и 111-423 "Люкс", изданном В.О. "Автоэкспорт" на четырех языках в 1981 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта моделей 111-321, 111-422 и 111-423 "Люкс", изданном В.О. "Автоэкспорт" на четырех языках в 1981 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В общем, путь советского велосипеда от кульмана конструктора до конвейера был долог и тернист. ;-)

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Проект цветографического оформления велосипедов пензенского Завода имени Фрунзе (ЗиФ), модели 112-512, выполненный Ленинградским филиалом Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики (ВНИИТЭ). 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Проект цветографического оформления велосипедов пензенского Завода имени Фрунзе (ЗиФ), модели 112-512, выполненный Ленинградским филиалом Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики (ВНИИТЭ). 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Проект цветографического оформления велосипедов пензенского Завода имени Фрунзе (ЗиФ), модели 112-512, выполненный Ленинградским филиалом Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики (ВНИИТЭ). 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Проект цветографического оформления велосипедов пензенского Завода имени Фрунзе (ЗиФ), модели 112-512, выполненный Ленинградским филиалом Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики (ВНИИТЭ). 1979 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.