Первую часть статьи смотрите здесь:
На основе Технического Задания разрабатывался Технический Проект (ТП), где подробно рассматривалась конструкция новинки, давалась полная техническая характеристика, декларировались материалы, из которых должны быть изготовлены комплектующие. К ТП прилагался патентный формуляр, где указывалось, в каких странах модель обладала патентной чистотой. Отдельной частью Техпроекта являлся проект художественного оформления велосипеда. Этой работой могли заниматься как заводские специалисты по технической эстетике (слово «дизайн» в СССР не жаловали), так и работники Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики, причем, как головного, московского, там и региональных его филиалов (Харьковского, Ленинградского, Белорусского и т.д.). Составлялся художественно-конструкторский проект, в рамках которого разрабатывался не только дизайн декалей или аппликаций, но и сочетания цветов, покрытий, фактура материалов, из которых изготовлены отдельные части велосипеда и т.п.
Затем строился макетный образец новой модели. Техпроект вместе с макетным образцом поступали на рассмотрение совета в составе представителей заинтересованных организаций (ЦКТБ, Главмотовелопрома, Министерства Торговли, велосипедного завода, на котором предстояло выпускать эту модель, а также «Автоэкспорта» или Спорткомитета).
После утверждения ТП начинались работы по созданию конструкторской документации для создания опытного образца велосипеда. После его постройки следовали испытания опытного образца и по их результату вносились поправки в документацию.
Затем изготавливалась установочная партия веломашин новой модели. И, если результаты последующих испытаний и отзывы торгующих организаций были положительными – модель ставилась на крупносерийное производство и тиражировалась сотнями тысяч экземпляров.
Все стадии процесса – от формулирования Технического Задания до изготовления установочной партии – в сумме занимали около полутора лет. К каких-то случаях процесс двигался быстрее, в некоторых – медленнее.
Разработкой документации, включая создание опытных образцов, могло заниматься ЦКТБ Велостроения или же Отдел Главного Конструктора или Конструкторское Бюро завода-изготовителя. Принципиально новые модели, не выпускавшиеся ранее заводом, обычно создавали специалисты ЦКТБ. Так, например, практически все советские велосипеды со складными рамами и на 20-дюймовых колесах («Кама», «Десна-2», «Минск»), были созданы в ЦКТБ Вело, а конструкторы заводов-изготовителей лишь дорабатывали эти модели в соответствии с техническими возможностями своих предприятий. Некоторые предприятия, не располагавшие опытными конструкторскими коллективами, получали всю документацию в готовом виде с ЦКТБ; одним из таких производителей был Атигский Машиностроительный Завод, располагавшийся в Свердловской области.
Связка ЦКТБ и ХВЗ была еще более прочной – Бюро так или иначе принимало участие в разработке большинства моделей Велозавода. В отдельных случаях ХВЗ выступал заказчиком разработки, а ЦКТБ – непосредственным исполнителем заказа. Так, например, проект гоночных велосипедов высокого класса «Москва-80» был исполнен целиком силами ЦКТБ, включая изготовление малой серии этих веломашин, а ХВЗ, хоть и выступал участником проекта, фактически присутствовал лишь в виде эмблем на рамах.
В общем, путь советского велосипеда от кульмана конструктора до конвейера был долог и тернист. ;-)