Мы привыкли отмечать новогодние праздники с размахом. Если накрываем стол, то на нем всегда будет мясо, рыба, различные салаты и закуски, фрукты и напитки.
12 постных блюд
– В 17-18 веках в Тюмени такого не было. Шел строгий Рождественский пост, поэтому никаких фаршированных гусей и мяса на новогоднем столе не наблюдалось. Все было просто и строго, – рассказывает член ТРОО «Общество русской культуры» Вера Кудрявцева. – А стол на Рождество готовили постный и очень скромный.
В день перед Рождеством ничего не ели, пока на небе не появлялась первая звезда, которая, как говорит Библия, оповещает о рождении Иисуса Христа.
После появления зари, несущей благую весть, приступали к праздничной трапезе. И хотя состояла она из постных блюд, называлась богатой вечерей, поскольку кушаний на столе было много.
Меню состояло из 12 постных блюд.
Первое – это кутья, одно из главных блюд на Рождество, хозяйка стола. С кутьи начинали богатую вечерю и Рождественское застолье следующего дня. На ночь кутью не убирали, оставляли на столе, чтобы души умерших предков тоже попробовали угощение.
Основа кутьи – пшеница, ячмень или рис, заправленные тертым маком, орехами, медом и узваром.
Узвар – второе главное блюдо на столе. Это компот, традиционный напиток. Летом его варят из свежих ягод и фруктов, зимой – из сушеных.
Третье блюдо – винегрет, традиционно готовился из вареного картофеля, свеклы, моркови, фасоли. Туда добавляются репчатый лук и петрушка и маринованные или соленые огурцы. В таком салате есть все необходимые витамины и микроэлементы, необходимые человеку.
Четвертое блюдо – вареники с картофелем или капустой. Тесто готовили из муки грубого помола, а картофель для начинки варили в мундире и добавляли жареные грибы и лук.
Пятое блюдо – овощное рагу из пастернака, моркови, сельдерея и лука.
Шестое – капустняк. Поскольку вечер перед Рождеством выпадает на пост, суп готовили не на мясном бульоне, а на воде, из квашеной или сырой капусты. Для капустника обжаривали лук и морковь на растительном масле.
Седьмое блюдо – голубцы с грибами и пшеном,
Восьмое – жареная рыба.
Девятое блюдо – ассорти из солений, например, помидоров и квашеной капусты. В капусту обычно добавляли клюкву, благодаря которой капуста оставалась хрустящей.
Десятое блюдо – салат из краснокочанной капусты.
Одиннадцатое – любые овощи, сохранившиеся до зимы в свежем или соленом виде.
Двенадцатое блюдо – яблоки, запеченные с медом и орехами.
Скатерти из суровья
Белоснежные льняные скатерти простые люди не могли себе позволить, поэтому на столах лежали суровые – из суровья, ткани без окраски и отделки. Под иконы в красном углу старались весить новые рушники (полотенца), которые с любовью расшивались яркими узорами: красными, синими, желтыми. Если не было возможности повесить новое, тщательно стирали и крахмалили старое.
Чистили скребками тщательно столы, белили печи. Считалось, что печь – лицо хозяйки. До скрипа отмывались полы, украшались кровати (наволочки, покрывала, подзоры) всевозможными вышивками, ручным кружевом.
Половики хлопали, стирали. Из всех, даже труднодоступных углов, выметали пыль особым веником, сделанным из полыни. П поверью, полынь «выгоняла» всю «нечисть» из дома: ругань, злых людей, плохие мысли…
Устраивались игрища, катание на лошадях, с горок. Проводили обнимально-целовальные игры, хороводы.
Коляда – славянское народное название рождественского Сочельника, а также Святок от Рождества до Крещения, то есть с 6 по 19 января включительно. В это время колядовали: переходя от дома к дому, ряженные в костюмах зверей (козел, овца, петух и так далее) исполняли колядки.
Колядными песнями они прославляли Творца, оповещая о рождении Христа. Входящих принято было одаривать сладостями и деньгами, и колядующие, в свою очередь, желали хозяевам дома благополучия и добра.
Как описывал краевед Александр Сулоцкий, «дети мещан, отставных солдат и бедных разночинцев бегали в святки по подоконью зажиточных с вертепом, с райком и за свои напеванья и ломанья, получали пятаки и гривны, а инде и полтины».
Ряженый народ отправлялся по домам колядовать, а там уже их ждали с дарами, какие Бог послал. Распевались колядки, прославлявшие щедрых хозяев, а тем, кто не одарит певцов, в шутку сулили наказание: «Коляда, Коляда, кто не даст пирога, мы корову за рога! Кто не даст пышки, мы тому – в лоб шишки! Кто не даст пятачок, тому шею на бочок».
Тюменцы много шутили, но знали меру, поскольку это тяжелый период – выход из строго рождественского поста.
Рождественские гуляния в наше время, к сожалению, не так популярны, как в давние времена, но работники культуры и энтузиасты стараются возродить давние традиции.
- Ежегодно и Центре русской культуры Тюмени, и обществе русской культуры в различных формах – гуляния, концерты, беседы, литературно-музыкальные гостиные – отмечаются русские праздники, – отметила председатель совета Тюменской областной общественной организации "Общество русской культуры" Тамара Трунилова. – Семинаристы и учащиеся воскресных школ и православных гимназий на Рождественских концертах обязательно разыгрывают сценки и исполняют колядки на разных языках. Студенты и преподаватели Тюменского института культуры, Тюменского госуниверситета изучают фольклорное наследие края и затем воспроизводят обрядовую культуру, даря нам ощущения жизненной силы и праздника!