Найти тему

Богатая вечеря, колядки и целовальные хороводы: как встречали Рождество и новогодние праздники в Тюмени в XVII-XVIII веках

Мы привыкли отмечать новогодние праздники с размахом. Если накрываем стол, то на нем всегда будет мясо, рыба, различные салаты и закуски, фрукты и напитки.

12 постных блюд

– В 17-18 веках в Тюмени такого не было. Шел строгий Рождественский пост, поэтому никаких фаршированных гусей и мяса на новогоднем столе не наблюдалось. Все было просто и строго, – рассказывает член ТРОО «Общество русской культуры» Вера Кудрявцева. – А стол на Рождество готовили постный и очень скромный.

В день перед Рождеством ничего не ели, пока на небе не появлялась первая звезда, которая, как говорит Библия, оповещает о рождении Иисуса Христа.

После появления зари, несущей благую весть, приступали к праздничной трапезе. И хотя состояла она из постных блюд, называлась богатой вечерей, поскольку кушаний на столе было много.

Меню состояло из 12 постных блюд.

Первоеэто кутья, одно из главных блюд на Рождество, хозяйка стола. С кутьи начинали богатую вечерю и Рождественское застолье следующего дня. На ночь кутью не убирали, оставляли на столе, чтобы души умерших предков тоже попробовали угощение.

Основа кутьи – пшеница, ячмень или рис, заправленные тертым маком, орехами, медом и узваром.

Узварвторое главное блюдо на столе. Это компот, традиционный напиток. Летом его варят из свежих ягод и фруктов, зимой – из сушеных.

-2

Третье блюдо – винегрет, традиционно готовился из вареного картофеля, свеклы, моркови, фасоли. Туда добавляются репчатый лук и петрушка и маринованные или соленые огурцы. В таком салате есть все необходимые витамины и микроэлементы, необходимые человеку.

-3

Четвертое блюдо – вареники с картофелем или капустой. Тесто готовили из муки грубого помола, а картофель для начинки варили в мундире и добавляли жареные грибы и лук.

-4

Пятое блюдо – овощное рагу из пастернака, моркови, сельдерея и лука.

-5

Шестое – капустняк. Поскольку вечер перед Рождеством выпадает на пост, суп готовили не на мясном бульоне, а на воде, из квашеной или сырой капусты. Для капустника обжаривали лук и морковь на растительном масле.

-6

Седьмое блюдо – голубцы с грибами и пшеном,

-7

Восьмое – жареная рыба.

-8

Девятое блюдо – ассорти из солений, например, помидоров и квашеной капусты. В капусту обычно добавляли клюкву, благодаря которой капуста оставалась хрустящей.

-9

Десятое блюдо – салат из краснокочанной капусты.

-10

Одиннадцатое – любые овощи, сохранившиеся до зимы в свежем или соленом виде.

-11

Двенадцатое блюдо – яблоки, запеченные с медом и орехами.

-12

Скатерти из суровья

Белоснежные льняные скатерти простые люди не могли себе позволить, поэтому на столах лежали суровые – из суровья, ткани без окраски и отделки. Под иконы в красном углу старались весить новые рушники (полотенца), которые с любовью расшивались яркими узорами: красными, синими, желтыми. Если не было возможности повесить новое, тщательно стирали и крахмалили старое.

Чистили скребками тщательно столы, белили печи. Считалось, что печь – лицо хозяйки. До скрипа отмывались полы, украшались кровати (наволочки, покрывала, подзоры) всевозможными вышивками, ручным кружевом.

Половики хлопали, стирали. Из всех, даже труднодоступных углов, выметали пыль особым веником, сделанным из полыни. П поверью, полынь «выгоняла» всю «нечисть» из дома: ругань, злых людей, плохие мысли…

Устраивались игрища, катание на лошадях, с горок. Проводили обнимально-целовальные игры, хороводы.

Коляда – славянское народное название рождественского Сочельника, а также Святок от Рождества до Крещения, то есть с 6 по 19 января включительно. В это время колядовали: переходя от дома к дому, ряженные в костюмах зверей (козел, овца, петух и так далее) исполняли колядки.

-13

Колядными песнями они прославляли Творца, оповещая о рождении Христа. Входящих принято было одаривать сладостями и деньгами, и колядующие, в свою очередь, желали хозяевам дома благополучия и добра.

-14

Как описывал краевед Александр Сулоцкий, «дети мещан, отставных солдат и бедных разночинцев бегали в святки по подоконью зажиточных с вертепом, с райком и за свои напеванья и ломанья, получали пятаки и гривны, а инде и полтины».

Ряженый народ отправлялся по домам колядовать, а там уже их ждали с дарами, какие Бог послал. Распевались колядки, прославлявшие щедрых хозяев, а тем, кто не одарит певцов, в шутку сулили наказание: «Коляда, Коляда, кто не даст пирога, мы корову за рога! Кто не даст пышки, мы тому – в лоб шишки! Кто не даст пятачок, тому шею на бочок».

Тюменцы много шутили, но знали меру, поскольку это тяжелый период – выход из строго рождественского поста.

Рождественские гуляния в наше время, к сожалению, не так популярны, как в давние времена, но работники культуры и энтузиасты стараются возродить давние традиции.

- Ежегодно и Центре русской культуры Тюмени, и обществе русской культуры в различных формах – гуляния, концерты, беседы, литературно-музыкальные гостиные – отмечаются русские праздники, – отметила председатель совета Тюменской областной общественной организации "Общество русской культуры" Тамара Трунилова. – Семинаристы и учащиеся воскресных школ и православных гимназий на Рождественских концертах обязательно разыгрывают сценки и исполняют колядки на разных языках. Студенты и преподаватели Тюменского института культуры, Тюменского госуниверситета изучают фольклорное наследие края и затем воспроизводят обрядовую культуру, даря нам ощущения жизненной силы и праздника!

Еда
6,93 млн интересуются