Я вот люблю и умею печь блины, и знаю, что если поторопиться и залить тесто на не прогретую как следует сковородку, блин комом гарантирован. Это – не редкость, и не что-то такое, что способно вогнать блинопека в депрессию. Во всяком случае, я спокойно отношусь к такой оказии. В ней есть своя прелесть и свои возможности – например, это же последняя возможность довести тесто до ума. Не на глаз или вымеряя пропорции ингредиентов на аптечных весах, а грубо, зримо и практично, то есть попробовав и убедившись, что все хорошо и вкусно. Ну, или в том, что не все хорошо и вкусно. Тогда нужно просто чего-то досыпать, долить или домешать. В общем, дело житейское.
Но болельщики факультета показали себя фанатичными любителями блинов комом и, подозреваю, сапогов всмятку тоже. Давненько мы не встречали такой, буквально футбольной реакции на любой концертный номер. И если понятно, почему они визжат от восторга после, скажем, танца с красивыми девушками под древнюю попсовую песенку группы Блестящие, то точно такую же реакцию от этих же людей на Венгерский танец № 2 Ференца Листа, исполненный на рояле в четыре руки объяснить трудно.
А ведь СИЯЛ показал свою новогоднюю историю под названием «Снег идет», не прогрев сковородки, не досыпав, не долив и не домешав. Поэтому мне, как заслуженному блинопеку, имеет смысл подсказать тем, кто готов уже со своими сковородками ринуться на сцену, что стоит успеть доделать. Тем паче, что все ошибки СИЯЛа классически стандартны, и небольшие советы по устранению подобных недочетов будут полезны всем. И подойдут тоже почти всем. И исправить их не так уж и сложно.
СИЯЛ промахнулся с рецептурой теста. Ну, то есть, переводя на режиссерский язык с замыслом они промахнулись. И промахнулись довольно серьезно. Причем, практически со всеми возможными составляющими замысла. Их новогодняя история никак практически не раскрывается в концертных номерах. Наоборот, частенько номера противоречат самому течению сюжета. Ну а выразительные средства, подобранные для воплощения замысла, выглядят весьма случайными, и вместо того, чтобы подчеркнуть какую-то важную для авторов мысль или образ, скорее уводят внимание зрителя в дальние дали.
Скажем, самое начало – героиня по видеосвязи общается с родителями. Больше этот инструмент не используется от слова совсем, и какое отношение к сюжету имеют ее родители тоже остается не понятным. Лишний ингредиент, то есть. Ну, как если бы вы в свое тесто сунули что-то вкусное, но совсем не подходящее для блинов. Зефир, например. Или кетчуп. Стоит помнить театральную истину, приписываемую Антон Палычу Чехову – если в первом акте на стене висит ружье, в третьем оно обязано выстрелить. Ввели в программу видеосвязь, она должна какой-то смысловой акцент поставить непременно, иначе зачем заморачиваться.
В финале еще того хуже. Бросив романтическую историю в стиле «Иронии судьбы» неразрешенной, факультет вдруг заряжает на коду остросоциальный номер о страданиях русской печени в период с 1 по 13 января, да еще и выстраивает этакий праздничный поклон в стиле дискотеки под Верку-Сердючку. Ну и, зачем, спрашивается, вообще этим двум героям было встречаться, если приводит это к банальной корпоративной пьянке-гулянке? Вот и членам жюри это тоже оказалось не понятно.
Ну, то есть, стоит в сто сорок седьмой китайский раз напомнить, про событийный ряд, без которого сюжета не бывает, и о непременной взаимосвязи событий в сюжете. Буквально каждого с каждым. Случайные события, не относящиеся к генеральной сюжетной линии только запутывают зрителя, и совершенно сбивают с толку – о чем это вы, ребята?
Но и это бы можно было пережить, видели мы сюжеты и похуже, говоря откровенно. Здесь они свою историю все же рассказали, правда, не снабдив программу собственным художественным высказыванием, но рассказали. Бывало, что и вовсе не рассказывали некоторые. Но вот еще на одну важную деталь я хочу обратить внимание тех, кто готовится идти на сцену со своей программой. И это так важно, что я, пожалуй, начну этот разговор в новом абзаце.
Это касается подбора репертуара и, простите, за грубость, культурного бэкграунда. Я уже сказал, что совершенно корпоративным репертуаром, или, как метко подметил Дмитрий Заболоцких, репертуаром Радио «Дача» они угробили сам смысл собственной романтической истории в финале, но и на протяжении всего концерта нет-нет возникали музыкальные, танцевальные и чтецкие номера, мягко говоря, не высшего качества. Именно в части репертуара. А еще в части отношения к нему. И это правда важно. Я уже писал в прошлом сезоне о классной задумке Политеха на краевой весне, угробленной именно таким подходом, и никак не ожидал, что Сиял едва не в точности повторит именно политеховский культурный мессидж. Никто не ожидал. А оно возьми, да и случись.
Не буду останавливаться на сомнительных достоинствах представленной поэзии в чтецких номерах. Тут можно даже похвалить немного, ибо Эдуард Асадов в чтецком виде прекрасно гармонирует с Веркой-Сердючкой в музыкальном. Но, друзья!!! Если уж вы называете программу «СНЕГ ИДЕТ», стоит же понимать, что практически любой культурный зритель тут же продолжает ваше название бессмертными строками Бориса Леонидовича. Пастернака, если сами не догадались:
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
И это вам не Верка-Сердючка и даже не Несчастный случай, чьей песней вы программу загубили, это, блин, великая поэзия. К тому же эти стихи в прекрасном исполнении Сергея Никитина звучат в той самой «Иронии судьбы», на которую вы нам намекнули не раз и не два. Как же можно было вместо этого запустить какую-то попсовую песенку, в которой только выражение снег идет и звучит. И тоже из репертуара радио «Дача». Но ведь не только об этот диссонанс мы споткнулись на вашем выступлении. Программа начинается с того, что человек из зала выходит и перед закрытым занавесом читает нам сонет Шекспира. Так себе читает, но Шекспира! И заканчивает текст призывом выключить телефоны!
В общем, нужно финалить текст, и финалить резюмированием советов. Вот вам списком то, без чего хорошей программы не бывает:
- Сюжет строится по событиям и лишние события эту конструкцию ломают не хуже, чем недостающие.
- Сильные выразительные средства, как и сильные сценографические решения обязательно должны быть оправданы действием. Ничего случайного и не важного на сцене не должно быть.
- Финал, точнее финальное событие всегда, хотите вы этого или нет, транслирует зрителю суть вашего художественного высказывания. Или сверхзадачу – то, ради чего все затеяно. И если там номера, никакого отношения к вашей истории не имеют, то получается, что вы ради них-то все и делали. И история ваша именно об этом, опять же, хотите вы этого или нет.
- Репертуар, то есть номера в нашем случае должны помогать, а не мешать следить за вашей историей. Ну, во всяком случае, должны хоть какое-то отношение к вашей истории иметь, чтобы у нас не был концерт отдельно, история отдельно, а выразительные средства опять же отдельно. Репертуар – это мощнейшее выразительное средство. Главное работе над веснами.
- Ну и последнее. Мы очень ждем хотя бы проблесков вашего культурного багажа на сцене. Все ждут. Тем более, когда вы открыто заявляете связь с классической историей, да еще и классической музыкой и классической поэзией это все запускаете. Тут уж ваше непонимание этой вами же заявленной связи работает убийственно.
Впрочем, в последних строках стоит и каплю меда капнуть – люди-то хорошие, симпатичные, а ошибиться имеет право любой. Кроме сапера. Отличный, между прочим, потенциал у факультета. Технически оснащенный на пятерку. Замечательные танцоры, вокалистки выше всех похвал, оригинальный жанр, хоть и приглашенный, но убедительный вполне. И то, что Алина попыталась еще и в роли режиссера себя реализовать – это тоже прекрасно. Но если бы, сообразив, что программа не складывается, она попросила бы о встрече кого-то из нас, благо консультантов у вас полно, было бы намного лучше. Поверьте, никто из нас не откажет вам в такой мелочи. Я, например, трижды с КПО встречался до того как. Поглядим – на пользу ли, но во всяком случае в замысле у них ошибок быть не должно. Женя Шварц практически каждый день в универе, Рамиса можно в ВК найти и о чем-то спросить, я по первому требованию начинаю о встрече договариваться. Да и Дмитрий Васильевич тоже легок на подъем, если у него время выдается свободное. Обращайтесь. Обращайтесь и досадной лажи можно будет легко избежать.