Найти тему

О смысле чайных автоматов

Наткнулся на днях на информацию о том, что на Kickstarter практически набрал необходимую сумму денег проект очередного домашнего (ну или офисного) автомата для приготовления чая. Который называется ChaiBot и, естественно, описан как единственный, который делает что-то там особенное, позволяющее качественно заваривать чай. В данном проекте напирают на тридцатипроцентное увеличение выхода антиоксидантов в настой благодаря применению новой технологии заваривания. Которая, судя по всему, заключается в том, что завариваемый чай слегка перемешивается. Ну и еще автомат позволяет выбирать температуру и время настаивания чая, как вручную, так и из обширной базы пресетов, легко чистится, сохраняет чайный настой подогретым, позволяет работать с водой, молоком и мылом и заваривать хоть листовой, хоть пакетированный чай. Ну и управляется со смартфона. Короче говоря, реализует весь тот набор функций, который в той или иной степени реализуют многие современные чайные машины. Или концепты таких машин.

Как вы прекрасно понимаете, техническая реализация всего перечисленного набора функций, ну разве что кроме управления со смартфона, не представляет никакой проблемы вот уже лет тридцать как. А реализация всего перечисленного набора функций, включая управление со смартфона, не представляет никакой технической проблемы уже лет десять как. И было бы странно рассчитывать на то, что создатели ChaiBot оказались первыми такими умными ребятами, которые догадались создать агрегат с базой данных способов заваривания чая и возможностью настройки режима его заваривания. Конечно, они не первые — чайные автоматы появляются на рынке с завидной регулярностью. И очень часто их появление сопровождается заявлениями об их революционности и уникальности.

Однако если вы внимательно посмотрите по сторонам, то обратите внимание, что чай по-прежнему является вторым по популярности напитком после воды. А домашние чайные автоматы, по какой-то удивительной причине, нафиг никому не нужны. Особенно хорошо заметна ничтожность развития рынка чайных автоматов на фоне рынка домашних и офисных кофемашин. И если отсутствие чайных автоматов в быту жителей не очень богатых стран еще можно объяснить банальной невозможность выложить 200 долларов за неведомую чайную пепяку, то совершенно аналогичная ситуация в странах богатых, да еще и чаепьющих — типа Великобритании — требует наличия какой-то мощной и непреодолимой причины, препятствующей использованию бытовых чайных автоматов.

Зелененький ChaiBot. www.kickstarter.com
Зелененький ChaiBot. www.kickstarter.com

Причина эта, как это всегда бывает, проста до безобразия. В отличие от огромного количества другой бытовой техники, домашний чайный автомат не дает никаких ощутимых в быту преимуществ при заваривании чая. В отличие, например, от упомянутой уже кофемашины. Или тостера. Или даже вафельницы — уж на что спорная приблуда. Все эти устройства позволяют получить результат, который без их использования получить невозможно или затруднительно. Заваривание кофе любым приличным способом вполне возможно и без машины, хоть и более заморочено — но вот приготовить капучино без машины уже сложновато. Тосты тоже можно поджарить на сковородке — но с тостером удобнее. Из него они, опять же, очень эротично выскакивают. Ну а вафли без вафельницы вообще может приготовить только какой-либо высокофункциональный перверсионист.

А заварить чай без чайной машины легко и просто. И даже отсечь время и температуру заваривания тоже легко и просто при нынешнем развитии электрочайников и таймеров. И удержать в голове несколько режимов заваривания чая совсем не сложно — а если сложно, их есть где быстро подсмотреть. Вот только даже все эти легкие и простые вещи подавляющему большинству людей в быту абсолютно не нужны. Кипятка, чая на глазок (или чайного пакетика) и весьма примерно определяемой продолжительности заваривания достаточно для получения напитка, вполне устраивающего практически всех потребителей. Да, безусловно, некоторыми техническими замутами можно повысить качество заваривания в том числе и повседневного массового чая — но это улучшение почти никогда не стоит затраченных на него усилий.

Несмотря на страшные корчи, которые изображают рекламные персонажи, пытаясь передать страдания, испытываемые в процессе заваривания чая обычным способом или муки от дегустации ромашкового чая, заваренного водой неправильной температуры — все это ерунда. И люди, хоть немного знакомые с чаем, отлично это понимают. Поэтому в странах с развитой потребительской чайной культурой чайные автоматы пока идут лесом.

Определенные перспективы у них есть на туповатых, с чайной точки зрения, рынках. Ну то есть на таких рынках, где существуют достаточное количество потребителей, предполагающих, что чай заваривает чайник, а не человек. Допускаю, что в такой ситуации определенный спрос на бытовые чайные автоматы возможен — хотя, конечно, и оскорбителен для человеческого достоинства.

Значит все ли это, что чайные автоматы совершенно бесперспективны? Конечно, нет. По трем причинам.

Во-первых, на рынке, как известно, два дурака — один продает, другой — покупает. И локальный бизнес-успех разных чайных агрегатов вполне возможен, особенно если они будут стильными и будут заваривать чай с эффектами. Я бы с удовольствием поработал с автоматом, который издает экстатические вопли по мере заваривания чая. «Дас ист фантастиш» в финале заваривания черного чая кипятком будет звучать очень успокаивающе.

Во-вторых, на чайные автоматы может быть определенный спрос в индустриальном титестинге. Аппарат, способный заваривать образцы чая в строго определенных условиях, имеет определенные перспективы на профессиональном рынке. Особенно если его совместят с посудомойкой.

В-третьих, есть шанс и у бытовых чайных автоматов. Он находится на стыке стандартизации завариваемого чая и сетевых технологий. Если удастся выпустить на рынок большое количество порционного и стандартного чая, гарантирующего высокую степень совпадения исходного сырья с определенной маркировкой для всех потребителей, то чайные автоматы, работающие в единой сети, собирающей всевозможные способы заваривания чая и снабженной механизмами эффективной обратной связи, могут полностью изменить чайный рынок. Даже несмотря на использования разной воды — при зафиксированных характеристиках завариваемого чая этот баг легко превратить в фичу. Но такой проект под силу только компаниям-гигантам, способным сразу вывести на рынок десятки тысяч условных капсул стандартизированного чая.

Возможно, мы такую систему еще увидим. Технических препятствий к ее реализации я не вижу, все упирается в ресурсы. И рыночную целесообразность. То, что такие автоматы будут адекватными с чайной точки зрения, вовсе не значит, что они будут успешными с точки зрения коммерческой.

Еда
6,23 млн интересуются