Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 5,6
- IMDb - 5
Жанр: мелодрама, комедия, музыка
Попытка собрать кассу на нашумевшей франшизе снизала показатели в несколько раз. «Американский пирог» (1999) стал культовым феноменом на закате 20 века, фильм выжал чрезмерную порцию пошлости, но вывел героев на новый уровень. Мелодрама сместилась с пубертатом, что позже переросло в летние каникулы и свадьбу. Логичное завершение трилогии, но нужно «доить корову, пока она даёт молоко», поэтому авторы пошли дальше. Вернее не сами создатели, не продюсеры, а иные режиссёры снимают обычный фильм про подростка, желающего совокупляться, и приписывают ему все лавры оригинального фильма.
Сюжет четвёртой части франшизы за неимением ключевых героев, решает отыграться на младшем брате Стифлера – Мэтте. Если бы фильм был индивидуальным, без привязки к оригиналу, он бы воспринимался как типичное кино своего времени («Дорожное путешествие», «Евротур», «Недетское кино»), но вся загвоздка в том, что у нас призрак Стифлера. Шерминатор, отец Джима – мистер Левенстайн, конечно, задают тон ностальгии, но это совершенно иное кино. С другой стороны, зрители сами знают, что им предстоит смотреть, как бы, зачем придирки к фильму категории пошлой комедии. Но даже в этом «музыкальном лагере» содержится привычная схема мелодрамы: оторва главный герой, самая неподходящая для него обстановка, явные антагонисты и осмысление своих поступков при помощи силы любви.
Фильм бросает Стифлера младшего в музыкальный лагерь, где существуют свои порядки и команды, которые соревнуются за лучшее выступление. Если бы не пошлая приписка, то такую историю можно было развить как раз-таки в противоположном жанре – семейное кино, как, например, «Мост в Терабитию» с соревнованиями по бегу, но здесь же акцент на Мэтте, который самых порядочных и прилежных девушек в лагере пытается совратить.
Фильм наполнен привычным посылом и тоном комедий, упомянутых выше. Он проигрывает сюжетом и историей «Американского пирога», но он цепляет именно бунтарским духом, лагерными традициями и раскрытием добра и зла. На ключевого бунтаря и крутого парня находится опора, как в лице вожатых, так и в капитане команды соперников. Пусть тут явно не школьные ребята, но фильм сохраняет противоборство, стремление ломать систему, хулиганство и постоянные приёмы пошлости, всё-таки это «Американский пирог», а не «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён», но даже в совокупности отрицательных факторов картина дарит запоминающихся персонажей и развитие героя.
Приятно наблюдать, как Мэтт не может бороться с традициями лагеря, как все выкрутасы обрезаются наказанием им самим, как любая фаллическая деталь находит им применение, а попытка заняться сексом обрывается в самые неподходящие моменты. Картина постепенно вводит любовный интерес, объединение команд, и превращение бунтаря в романтика. Когда сюжет уже явно представляет нам иного Стифлера, следует испытание временем: группа поддержки, приехавшая из университета, которая знала привычного Мэтта. Вот здесь очевидное столкновение мировоззрений, что очень интересно.
Раскрывшаяся правда о Стифлере старшем, осознание своего собственного «Я», а не тень брата – вот в этом фильм вырисовывает финальную мелодраму. Когда смотришь подобную комедию сейчас, вспыхивает ностальгия и по оригинальному фильму, и по схожим проектам, и по построению глупого, но простого сюжета. Любовь, привязанность, развитие героя – фильм по шаблону начал и по шаблону закончил. Если бы не связь с оригиналом, было бы вообще здорово, а так, на фоне первого фильма, это спин-офф, ответвление, которое было не нужно. Назови фильм просто «Музыкальный лагерь», он воспринимался бы намного лучше.