Найти в Дзене

Статья о татарской чайной традиции

Казанское издание «Реальное время» в рамках проекта, посвященного брендам Татарстана, опубликовало статью «Татарское чаепитие: «попойка» Карла Фукса и воспоминания об эбике». Карл Фукс — это ученый, профессор и ректор Казанского университета, работавший там в начале-середине XIX века и занимавшийся, в том числе, изучением жизни и традиций татар и других народов, живущих рядов с Казанью. А эбика — это бабушка.

Статья, на само деле, хорошая, всячески рекомендую ее прочесть — помните только, что такие статьи часто вводят читателя в грех обобщения, заставляя глобализировать и канонизировать все прочитанное. Мы с вами в нашем чайном информационном пространстве с примерами таких неадекватных обобщений сталкиваемся постоянно. Помните рассказы про то, что никто и никогда в Китае не пьет чай с едой? Из чайной тусовки такая категоричность, вроде как, почти ушла — однако волны от нее до сих пор расходятся и я до сих пор встречаю людей, которые убеждены, что в Китае печенька к чаю — это даже не грех, а ересь. Откусил — и посетители чайной тебя сразу забили шелухой от семечек.

Шикарная фотография из статьи. realnoevremya.ru
Шикарная фотография из статьи. realnoevremya.ru

Или вот новая тема. Блоггеры и блоггерки, приехавшие не так давно в Казахстан и рассказывающие своим подписчикам о том, как правильно произносить название национальной валюты и называть мобильный телефон, через одного сообщают о том, что в Казахстане пьют чай с молоком, чего никогда не делают в России. Тут, конечно, нужно делать фейспалм, понимая, что человек первый раз в жизни попробовал чай с молоком именно в Казахстане — и на основе своего убогого опыта делает обобщение про весь Казахстан и всю Россию. И если обобщение по Казахстану получается еще более или менее близким к реальному положению вещей, то заявление о том, что в России никогда не пьют чая с молоком — оно совсем пальцем в небо. Причем, что особенно интересно, чай с молоком является не только частью традиций разных народов, населяющих Россию. Он является и частью совершенно русских, но локальных чайных традиций. Короче, всем блоггерам и блоггеркам, давно не выходившим дальше супермаркета, нужно срочно читать Бианки про сову. Ну или мультфильмы смотреть — они короткие. Опять отвлекся…

Так вот. Статья о татарских чайных традициях очень хороша. И после ее прочтения сразу хочется почитать что-то подобное из других городов и регионов России. Конечно, региональным исследователям традиций, в том числе и чайных, очень часто не хватает предметного кругозора, поэтому первыми жертвами беса обобщений становятся они сами — и только потом их читатели. Но зато под рукой у таких исследователей есть уникальная фактура, потому любая статья и любой региональный музей с чайными мотивами для понимающего человека чрезвычайно информативен.

Ну и вот вам кусочек эсхатологической чайной драмы Карла Фукса из обсуждаемой статьи, на закуску.

«Я несколько раз испытал эту чайную пытку, имея до двадцати пяти чашек чаю в желудке, возвращался домой в водяной болезни и должен был на другой день принимать лекарство. Я также несколько раз был в гостях с моим семейством у Татар, наших деревенских соседей. Тогда их гостеприимство показывается во всем блеске; ожидая нас, все в деревне наряжаются в праздничные платья: женщины, покрытые большими платками, дожидаются толпою у полевых ворот; мужчины, которые намерены звать к себе в гости, встречают за четверть версты от деревни, и вот тут начинается чайная попойка. Надобно непременно побывать в пятнадцати домах».

Портрет К. Ф. Фукса работы Л. Д. Крюкова, 1828 год
Портрет К. Ф. Фукса работы Л. Д. Крюкова, 1828 год

Карл Федорович Фукс, кстати, прожил почти семьдесят лет, был счастливо женат, оставил после себя добрую память и достойное научное наследие. Так что все его чайные страдания были совершенно не зря.

Еда
6,93 млн интересуются