Доводилось читать, что какой-то кинорежиссёр Фрэнсис Коппола, снимая кино, всегда настаивал на «музыкальном аккомпанементе, совпадающем с меню: аккордеонисты - для итальянского pranzo, мексиканская национальная музыка мариачи - для мексиканской соmidа».
Я не поленился и посмотрел в инете - это древнеамериканский режиссёр, снял какого-то «Крёстного отца». Должно быть, некий малотиражный арт-хаус, потому что не припомню у Marvel фильма с таким названием. Родился, кстати, этот Кополла в 1939-м году, немыслимое ископаемое, и если он снимает фильмы про Мексику - должно быть, застал те времена, когда столица называлась ещё Теночтитлан.
И вот вопрос: а вот вы, уважаемый читающий эти строки, выберете ли вы французское блюдо, если фоном звучит аккордеон?
Скорее всего, вы бы не стали вот так грубо сводить все свои непостижимо сложносочинённые мотивы к пошлому влиянию музыки. А меж тем в ходе одного весьма забавного исследовании сделали вот что: исследователи меняли характер музыки в винной секции британского супермаркета. И когда звучала французская музыка - думаю, вы уже догадались, надо ли разжёвывать самоочевидные банальности - большинство людей рәхәтләнеп покупали французское вино; а когда слышалась явно немецкая - немецкое вино или пиво.
Разница была - в три раза. Но цимес в том, что на кассе они все как один отрицали какое-либо влияние фоновой музыки; просто, говорили, настроение такое, вот восхотелось нам сегодня "Вайнштефана" испить, а бодрая музыка пивного погреба тут ни при чём, ни при чём.
Другое исследование было проведено в гриль-баре: там в течение четырех дней предлагали итальянские и английские блюда. В первые два дня ресторан был декорирован как обычно (белые скатерти, на стенах и потолке нет декора). В следующие два дня ресторану придали итальянский дух: на стены и потолок повесили итальянские флаги и афиши, столы накрыли скатертями в красно-белую клетку, а для верности на каждый стол поставили бутылки с вином.
Когда гости (собралось 138 человек) закончили с едой, им предложили заполнить опросник. Их спросили об этническом колорите их трапезы и о том, насколько им пришлась по вкусу еда. Когда в ресторане появился итальянский декор, гости чаще заказывали пасту и такие итальянские десерты, как мороженое и забальоне, и значительно меньше, например, рыбных блюд. При этом блюда из пасты гости оценили как "более аутентичные".
Такие результаты показывают, что на ощущение людей от еды может повлиять даже изменение одних только визуальных атрибутов среды, в которой подают блюдо, не прибегая к таким козырям, как музыка.
А ведь недаром великий зануда Артур Шопенгауэр говорил, что музыка - величайшее искусство, номер 1 в воображаемом табели о рангах. Я, кстати, заранее был с этим полностью согласен, ещё не зная его мнения на сей счет. В конце концов, музыка действует непосредственно, ее и всякий безграмотный поймет, кто даже элементарной речью не владеет, кто даже замечательное кофе капучино с корицей погорячее выпьет в удовольствие, то есть - совсем безнадёжное животное.
Живопись тоже, но музыка всё-таки поживее влияет на эмоциональный фон, память, настроение и прочее, слушать музыку - это процесс физиологический.
В третьем, совсем свежем исследовании, людям подавали индийскую или малайскую еду, и они были уже предварительно мотивированы при выборе блюд, когда фоном звучала музыка одной из этих стран. Эффект был особенно четко выражен в том случае, когда у клиентов не было особых предпочтений по отношению к тому или иному типу кухни.
И здесь у меня только один вопрос - это что же это за человек такой, который отличает индийскую музыку от малайской? Для меня, жителя Поволжья, все, что за Уралом - это более или менее одно и то же. С моей точки зрения, например, Хабаровск и Владивосток - это что-то вроде соседних станций метро. А уж про всякие карликовые азиатские страны, коих без микроскопа и на глобусе-то не найдешь, и говорить не приходится - понятно же всякому здравомыслящему человеку, что между ними никакой разницы.
Так что, отвечая на вопрос, сформулированный в названии настоящей публикации, скажу так: вряд ли у вас получится есть размеренно в заведении, где играет бодрая музыка. Так-то, ц.
А