Найти в Дзене
Сыроварня Cоболев Сыр

Кто «целяк» сырной лавки? А главное — как этих людей привлекать и удерживать

Оглавление
Опыт «Соболев Сыр»

Сразу обозначимся: мы не претендуем на экспертность. У нас есть собственные фирменные магазины + лавки по франшизе. И в этой статье мы аккумулировали сугубо свой опыт по привлечению и удержанию покупателей. И нам кажется, что он ценен. Когда многие премиальные сырные магазины в эту весну и лето теряли трафик, наши лавки прирастали — в среднем на 30% ежемесячно в выручке.

Наш Лев на открытии магазина в Екатеринбурге. Покупатели сами выкладывали эти фото у себя в соцсетях
Наш Лев на открытии магазина в Екатеринбурге. Покупатели сами выкладывали эти фото у себя в соцсетях
Люди беднеют, люди уезжают за границу, людям не до сыра…

Примерно такие ответы мы слышим от оптовых партнеров — сырных лавок — на вопрос: «Почему вы снижаете объемы закупа»? Извиняемся за прямоту, но все они не объективны. А скорее указывают на то, что магазин не понимает, кто его покупатель и как с ним работать.

В подтверждение — вот вам реальные цифры роста выручки нашей розницы по отношению к тому же периоду 2021 года:

  • Март: офлайн-магазины — 8%, онлайн-магазины — 2%;
  • Апрель: офлайн — 20%, онлайн — 46%;
  • Май: офлайн — 44%, онлайн — 79%;
  • Июнь: офлайн — 35%, онлайн — 45%;
  • Июль: офлайн — 32%, онлайн — 4%;
  • Август: офлайн — 40%, онлайн — 30%;
  • Сентябрь: офлайн — 20%, онлайн — 18%.

Итого средний ежемесячный прирост с марта 2022 года по отношению к 2021 году— 30% по офлайн-точкам и 32% по интернет-магазину. Это не уникальность нашего рынка, а каждодневная работа с покупателем.

Возможность попробовать и консультация продавца — это то, что нас сильно отличает от супермаркета.
Возможность попробовать и консультация продавца — это то, что нас сильно отличает от супермаркета.
Сразу скажем, что все целевые группы покупателей нами выведены не «с потолка». Мы проводили серию глубинных интервью, чтобы понять — кто к нам ходит и какие потребности мы закрываем у этих людей.

«Постоянники»

Это покупатели, которые разбираются в продукте иногда даже лучше, чем наши продавцы (по крайней мере они так сами думают, и не наше дело их разубеждать, это всегда бесполезно, и ведет к потере клиента). Они много бывали в Европе, знают, как там в сырных лавках с ассортиментом, сервисом и каким должен быть на вкус тот или иной сорт сыра.

Их потребности и боли

  • Качественный сыр европейского качества. Чеддер — как в Англии, Камамбер — как во Франции и т.п. Они не прощают, если им продали не тот Стилтон или структура Комте изменилась. Под них всегда нужно держать в наличии их любимые сорта.
  • Сервис. Продавец не должен быть излишне навязчивым или простоватым, он должен четко и по делу рассказать о каждом сорте сыра, должен уметь подобрать сыр под запрос, даже если этот запрос объяснен «на пальцах». Продавец должен знать историю сыров, и как они делаются на сыроварнях. Кстати, для этого мы тратим много сил, времени и денег, снимая фильмы про варки и размещая подробные технологические статьи.
  • Еще один важный момент: все наши магазины прилавочного типа — осознанный формат. Это европейская традиция, где магазинчик сыров — история, байки, дегустации и особая атмосфер. К нам тоже приходят, чтобы подобрать сыр к бутылке вина, пообщаться с продавцом, не спеша выбрать, подегустировать что-то новенькое. Это эмоция, которая приведет покупателя снова и снова, потому что в супермаркете покупка даже дорогих сортов сыров — это бездушный процесс в одиночестве. Там нет улыбающейся девушки за прилавком, которая может подобрать к красному сухому выдержанный Чеддер, с голубой плесенью Стилтон, творожный Шевр в острых обсыпках... В этом наша сила.
  • Ассортимент и подача в витринах. У нас более 40 сотов сыров — собственного производства и лучших экземпляров со всей страны. Причем мы постоянно ищем новые сыроварни, заменяем имеющиеся — чтобы предложить покупателю лучший сорт того или иного сыра. У нас на витрине нет несколько Грюйеров или Комте. Но те, которые есть — лучшие в стране. И так по каждому сорту.

Как привлекаем

На эту группу покупателей практически не действует реклама. Возможно, искусно подготовленная нативка, но и то не факт. Зато они отлично реагируют на рекомендации тех, кому доверяют.

Вот почему мы постоянно исследуем офлайн-площадки, где тусуется подобная аудитория: дегустации в винотеках, кулинарные школы, фестивали и другие различные event. Плюс непрерывно работаем с лидерами мнений из их тусовки — с состоятельными людьми города, шеф-поварами, которые будут нас рекомендовать. Плюс мы снимаем много фото и видео-контента для соцсетей и каналов, чтобы быть везде и формировать доверие к бренду. Это работа на каждый день, без выходных и праздников.

Справа — Максим Соболев, основатель «Соболев Сыр», слева - покупатель. Максим всегда любил общаться с покупателями, чтобы понимать, кто эти люди.
Справа — Максим Соболев, основатель «Соболев Сыр», слева - покупатель. Максим всегда любил общаться с покупателями, чтобы понимать, кто эти люди.

«Разборчивые, но не привязанные»

Эта группа покупателей может позволить себе хороший сыр, но для них не имеет значения, где его покупать. Они выбирают разные любимые сорта в различных специализированных магазинах + супермаркетах типа Метро или Лента. Им важен ассортимент, качество, постоянство продукта и сервис. Очень хороший сервис. Они чувствительны к нему.

Их потребности и боли

  • Европейский сыр стал менее доступен, поэтому они пошли его искать в специализированные лавки, что очень хорошо для нас. Важно в этот момент быть очень активными в плане продвижения и рекламы, нацеленной на такого покупателя. Здесь важны офферы, которые адресованы к ним.
  • Сервис и интерьер магазина. Они навряд ли купят сыр в «Пятерочке», но вот в супермаркетах типа Метро — вполне возможно. Потому что это другой уровень торговой точки и представленного ассортимента, плюс важен имидж магазина. Наша задача — не только, чтобы о нас узнали, но и создать вокруг себя имидж: в «Соболев Сыр» вкусные сыры, большой выбор, и никогда не подводят с качеством.
  • Удобство совершения покупки. Для этого мы развиваем интернет-магазин. У нас не просто онлайн-площадка, это полноценная энциклопедия по сырам с удобной формой заказа и доставкой. Плюс бонусная программа, которая тоже делает свое дело.

Как привлекаем

Всевозможные офлайн-мероприятия, работа с лидерами мнений и соцсети — все это тут тоже работает. Плюс реклама. Эта аудитория готова на нее реагировать, если визуальный и вербальные офферы сформулированы правильно.

Лучше, конечно, нативная реклама. Потреблять продвижение «в лоб» они не совсем готовы. Эта аудитория, кстати, тусуется и на таких площадках, как Яндекс.Дзен. Образованные увлекающиеся люди, которые любят узнавать новое.

Внимание и забота о покупателе — главные принципы в наших магазинах. Для продавцов у нас составлены инструкции, где прописаны все самые важные моменты работы с покупателем.
Внимание и забота о покупателе — главные принципы в наших магазинах. Для продавцов у нас составлены инструкции, где прописаны все самые важные моменты работы с покупателем.

«Неразборчивые и непривязанные»

Пожалуй, самая трудозатратная аудиторию, но при этом в нашей стране — это самая большая масса потенциальных покупателей.

Эти люди любят сыр как продукт, но выбирают его по цене и по своим вкусовым ощущениям, иногда не совсем «правильно воспитанным». Чаще всего им нравится достойный сыр, но на повседневку они выбирают какой-нибудь масс-маркет из супермаркета. Они к нам не ходят регулярно, а чаще по какому-нибудь поводу — праздник, гости, нужно сделать подарок и т.п. У них не сформирована привычка есть качественный продукт всегда. Чаще всего они услышали о нас от знакомых или прочитали в интернете — стало интересно, пришли и попробовали. Вкусно, но много разных НО, чтобы ходить регулярно.

Их потребности и боли

  • Цена. Ограниченность в финансах — главная причина, почему они не выбирают нас каждый день. При этом эти покупатели понимают, что натуральный качественный и тем более выдержанный сыр не может стоить как сырный продукт в супермаркете. За что мы им, на самом деле, благодарны.
  • Понятность продукта. В ассортименте магазина важно иметь как известные сорта — типа пармезана или камамбера, так и уникальные, чтобы удивлять покупателя и открывать ему мир изысканных сыров. Они на это очень круто реагируют и всегда соглашаются продегустировать что-то новенькое. Полутвердые выдержанные сыры типа Чеддера, Грюйера или Комте — идут на «ура».
  • Сервис. Они платят за «премиум», поэтому интерьер лавки и персонал должны создавать настроение. Они приходят к нам побаловать себя. Наша задача отпустить их не только с сыром в красивом крафтовом пакете, но и офигенным настроением. Положительная эмоция и самоощущение, что тебя в магазине ценят и любят — сильный наркотик.
  • Имиджевая ценность бренда. Им прикольно выходить от нас с красивым пакетом с известным логотипом. «Я могу себе это позволить, и пусть все увидят» — да, важно.

Как привлекаем

Частота покупки этой самой массовой аудитории достигает трех месяцев. То есть они к нам приходят в среднем 6-4 раза в год — всего. Разумеется, чтобы магазин приносил доход, надо постоянно пополнять клиентскую базу из «неразборчивых».

И это снова каждодневный труд. Постоянная реклама и активное ведение соцсетей и всевозможных каналов и блогов. Важно, чтобы бренд нес познавательную ценность, постепенно приучая аудиторию к тому, что лучше есть качественный продукт не часто, чем сырное нечто каждый день.

Обделенный вниманием покупатель в магазине премиум-сегмента — это человек, который не просто к вам больше не вернется, но и утянет за собой множество своих знакомых — ваших потенциальных покупателей.
Обделенный вниманием покупатель в магазине премиум-сегмента — это человек, который не просто к вам больше не вернется, но и утянет за собой множество своих знакомых — ваших потенциальных покупателей.

«ЗОЖники»

Небольшая аудитория, но с миру по нитке, поэтому важна.
Это, как правило, молодые люди, активные и следящие за своим здоровьем. Им важно, что они едят. Для них качественный сыр — это наслаждение, энергия и натуральный белок, очень полезный и легко усваиваемый. Они разбираются в калорийности сыров, выбирая одни сорта для завтрака, а другие — для ужина. Для них принципиально есть правильные и здоровые продукты питания. Они открыты для дегустаций, если понимают состав продукта. Они лучше раз в неделю купят фермерский натуральный сыр, чем на каждый день сырный продукт сомнительного качества.

Оффер для них: в наших магазинах только натуральные сыры, сваренные из качественного молока и с применением французских заквасок и ферментов. Это живой сыр, несущий здоровье. На них хорошо работает продвижение через лидеров мнения в их среде.
Если вы не уверены в сервисе своих магазинов и качестве продукта на витринах, то лучше не продвигайтесь. В премиальном сегменте даже отличный маркетинг, базирующийся на негативном опыте клиентов, будет отрицательным.
Если вы не уверены в сервисе своих магазинов и качестве продукта на витринах, то лучше не продвигайтесь. В премиальном сегменте даже отличный маркетинг, базирующийся на негативном опыте клиентов, будет отрицательным.

«Модники»

Люди, которые пристально отслеживают тенденции не только в фэшн-индустрии, но и других областях, в том числе и в гастрономии. Для них важно не только содержание, но и обертка. Эта группа покупателей чаще приобретает наш сыр и гастрономические наборы не для себя, а в подарок. Для них важны премиальность и качество сыра, красивая упаковка и место покупки. «Соболев Сыр» не только в Екатеринбурге, но и во многих других городах страны — уже узнаваемая торговая марка. Наши магазины — не просто сырные лавки, а гастрономические бутики. Как-то к нам пришел комментарий в соцсеть о себе: одна девушка из Ростова-на-Дону отметила наш аккаунт и написала, что мечтает попробовать «Соболев Сыр», о котором много слышала. И такие отзывы приходят со всей страны.

Оффер для них: «Соболев Сыр» — не только премиальный ремесленный сыр. Это сыр, который знают и любят во многих уголках страны. В 2019 году на фестивале Cheese SlowFood в Италии нашему полуторагодовалому Чеддеру аплодировали даже коллеги из Сомерсета. Наши гастрономические наборы выбирают в качестве подарка Администрация губернатора, крупнейшие банки и модные бутики.

Коллеги, мы свято верим, что клиенты просто так не сливаются. Если есть потери трафика — причину мы ищем в себе: пересматриваем ассортимент, перепроверяем партии, общаемся с продавцами и, разумеется, с покупателями. Обратная связь — очень крутая штука. Когда мы проводили глубинные интервью с клиентами, то очень многое узнали о себе, о чем даже не помышляли. Это точки роста, если правильно реагировать на отзывы.

Удачных вам продаж в ваших сырных лавках!

Доставим крафтовые натуральные сыры в любую точку страны «оставить заявку на опт»

https://sobolevcheese-opt.ru/