В январе-феврале 2022 года, несмотря на рост заболеваемости омикрон-штаммом COVID-19, ресторанный рынок показывал отличную динамику роста, значительно превышая показатели 2021 года, а также превосходил динамику 2019 года. Таким образом, 2022 год должен был стать переломным для всего рынка общественного питания, поскольку ознаменовался бы не только переходом к реальному росту и новым историческим рекордам, но и массовым внедрением новых технологий обслуживания клиентов, удаленных сервисов и роботизации.
После событий конца февраля 2022 года темпы прироста рынка общественного питания ожидаемо начали снижаться. Если в марте они оставались в положительной зоне, то начиная с апреля темпы прироста сменились на отрицательные. Положительный прирост в марте объясняется общим ажиотажем, наблюдавшимся в российской рознице на фоне ухода иностранных компаний из России, а также опасений россиян о невозможности покупки самого широкого перечня товаров из-за прекращения поставок в Россию и прочих логистических сложностей.
Начиная с апреля рынок общественного питания перешел в отрицательную плоскость – темпы падения составили 4,7%. При этом, начиная с июня заметна положительная тенденция – показатели снижения темпа прироста замедляются и уже по итогам августа рынок может вновь перейти в положительную плоскость. Данные тенденции связаны с общим оживление экономической активности и адаптацией российской экономики к новым санкционным условиям, а также частично из-за возобновления работы бывших ресторанов McDonald’s.
Более того, неожиданную устойчивость российского ресторанного рынка отмечают и ведущие его участники. Так, Иван Тихов, управляющий директор «До-до Пицца» Евразия отмечает, что «результаты компании иначе как неожиданными назвать нельзя. Мы ожидали падение спроса, прорабатывали большое количество антикризисных сценариев. Однако, мы продолжаем расти – несмотря на сложности на рынке и на его уменьшение. Это происходит как за счет победы в конкуренции, так и за счет ухода других игроков. Честным будет сказать, что закрытие McDonald’s дало не менее 10% дополнительной выручки, начиная сразу с 14 марта. На вторую половину года мы продолжаем придерживаться умеренно негативных прогнозов. Реальные доходы наших гостей будут падать, а цены продолжат расти – в таких условиях рынок ожидает снижение».
Очевидно, что «До-до Пицце» помог уход лидера российского рынка фаст-фуда, но только лишь этим показатели компании в период марта-июня 2022 года не объясняются. Другие ресторанные сети также отмечали, что смогли пройти сложный период весны 2022 года значительно лучше ожидания. Например, Александр Лапшаев, операционный директор сети ресторанов «Своя Компания», утверждает, что «динамика показателей сети в 1 квартале 2022 года по сравнению с 2021 положительная, товарооборот выше на 12%, гостепоток вырос на 6%, а средний чек в сети, включая доставку, – на 7%. В марте и апреле показатели также не упали в сравнении с прошлым годом и февралем 2022. Товарооборот в марте к марту 2021 прирос на 5%, к февралю 2022 – на 9,6%. В апреле положительная динамика еще ярче: прирост в товарооборот к апрелю 2021 – 16%, к марту 2022 – 9,1%».
"Обзор «Российский сетевой рынок общественного питания 2022» посвящен подробному анализу основных событий, динамики развития, а также тенденциям и прогнозам на российском рынке общественного питания. Отчет входит в серию исследований российского рынка общественного питания, выполненной командой аналитиков РБК Исследования рынков. Статистика была получена путем комплексного анализа данных 1 060 сетей общественного питания, работающих в России, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения 4 000 российских посетителей ресторанов и кафе.
Исследование отвечает на основные ключевые вопросы:
- Какими будут итоги 2022 года?
- Как антироссийские санкции сказались на ресторанном рынке?
- Как изменился и будет меняться потребитель?
Всего в исследовании проанализированы около 34 400 сетевых ресторанов различного формата, включая стрит- и фаст-фуд, кофейни, кафе-кондитерские, пивные рестораны, демократичные рестораны с обслуживанием. Анализ динамики указанных форматов в 2014 2022 годах позволил увидеть исчерпывающую картину развития и изменений российского ресторанного рынка до и после событий федраля 2022 года, а также разработать прогнозы возможного сценария развития экономики и ресторанного рынка России.
Подробнее в магазине исследований РБК
marketing.rbc.ru