Дайте мне таблеток от жадности, да побольше, побольше!..
Ситуация 1.
С целью заботы о сотрудниках работодатель установил в организации кофе-автомат (доступный и для производства, и для офисных сотрудников). С возможностью пить кофе совершенно бесплатно.
Неделю-две сотрудники привыкали, разбирались как действует аппарат, а потом... начали наливать кофе в большие термосы (чуть ли не трёхлитровые))) и носить домой.
Пришлось руководству запрограммировать аппарат на номинальную стоимость чашки кофе в 10 рублей, после чего проблема решилась: кому надо, тот продолжил брать одну-две-три-восемь чашек в день (именно на работе), кому не надо - тот перестал)))
Ситуация 2.
Понимая стрессовость работы сотрудников (работа с людьми, причём в заранее конфликтных ситуациях, такова специфика), работодатель вложился в организацию комнаты психологической разгрузки. С большим аквариумом, антистрессорами, расслабляющей музыкой, массажным креслом и прочими атрибутами снятия стресса.
Месяц-другой сотрудники ходили с опаской, всё изучали, разбирались, а потом начали просто внаглую запираться изнутри, вырубать свет, музыку, бурлящую воду и по полдня спать. Или заниматься чем-то не менее интересным))
Пришлось начать контролировать этот процесс, ограничивать количество времени, проведённого в комнате в день и количество заходов туда, следить, чтобы не испортили оборудование.
Ситуация 3.
Оценив, что сотрудники эффективнее всего за компьютерами, руководитель поручил секретарю пару раз в день разносить по кабинетам подносы с бутербродами, чтобы сотрудники меньше отвлекались на выход на кухню (которая и раньше была оборудована именно для них, и холодильник регулярно пополнялся).
И всё было неплохо до того момента, пока секретарь не ушла то ли в отпуск, то ли на больничный. А вот тут случился скандал: сотрудники истерили, что не могут работать без колбасы, а где она лежит не знают, резать не умеют и вообще у них лапки "верните Машу, иначе работать не будем".
Пришлось (там правда вообще руководитель психанул))) в целом отменить бутерброды, оставить только печеньки и чай-кофе, а также возможность приносить в холодильник что-то своё, тогда (после периода обиды конечно))) сотрудники вернулись в рабочее русло.
Все ситуации из совершенно разных сфер, компаний разного размера и профиля. Но все их объединяет одно: злоупотребление тем, что работодатель даёт бесплатно.
Ни в одной из ситуаций речь не шла исключительно про вредителей, саботажников и потенциальных воров - в злоупотреблениях были замечены сотрудники вполне лояльные и работоспособные.
А ещё кстати, нигде из трёх историй (у меня их гораздо больше!)) не "детский сад", то есть не 18-20-летние сотрудники, а вполне взрослые, состоявшиеся и получающие хорошие зарплаты дяди и тёти.
В чём причины таких злоупотреблений?
Причины наверняка (плюс-минус) разные, но общие закономерности в них точно есть:
- Кто-то однозначно был не мотивирован/обижен - и тем самым пытался "добрать" то, что "недодаёт" работодатель ("Недодаёт" в кавычках, потому что даже если текущий работодатель не устраивает, позиция взрослого ответственного человека - разговаривать с этим или искать нового, а не
мелочькофе по карманам тырить). - Бесплатное (то, во что человек не вложился каким-либо образом) - не ценится. Да, банальная история, но работает стопроцентно. Например, в ситуациях, когда на кофе-машину частично сбрасывались сотрудники (пусть даже в рамках небольших сумм), а частично финансировал покупку работодатель, - я видела к ней и к кофе совсем иное отношение.
- Любые гигиенические (связанные с окружающей средой/физическими условиями труда) факторы, об этом ещё Герцберг говорил, - очень быстро теряют своё мотивационное влияние, "замыливаются" (люди к ним привыкают и начинают относиться как к чему-то само собой разумеющемуся). И если делать на них большой акцент, то это приводит исключительно к бесконечному нытью и требованию чего-то нового, ещё более крутого и дорогостоящего.
- Подозреваю, что у немалого количества сотрудников сработал пресловутый "стадный инстинкт" - коллеги так делают, значит и я могу. И даже если собственного желания/потребности к каким-то пере- не было, - они пошли за коллективом.
- Ну и конечно не обойду вниманием такую причину, как отсутствие контроля. Казалось бы, "все взрослые люди" и "должны сами понимать" (это мне руководители регулярно говорят, когда у них что-то в управлении не отлажено)), но нет. Так не работает. Не поставили ограничения - получайте последствия.
Это не значит, что работодателю не нужно заботиться о физическом комфорте сотрудников.
Напротив, обеспечение комфортного рабочего места - именно задача работодателя.
Это значит, что не нужно делать именно на физическом окружении основной акцент (ни разу ещё не видела, чтобы пальмы в офисе и восемнадцать видов колбасы на завтрак способствовали росту производительности, а вот росту капризов - видела не раз).
И "перемотивировать" в эту сторону не надо. Комфорт-комфортом, но основная задача рабочего места - обеспечивать работоспособность, а не отвлекать от работы.
И да! Правила и контроль никто не отменял!
Что думаете на этот счёт? Встречались с ситуациями, когда сотрудники начинали именно злоупотреблять тем, что давал/оплачивал работодатель? Или считаете, что подобное бывает только в очень крупных/иностранных компаниях?
[Спойлер: все примеры из небольших структур, и два из трёх - ни разу не из миллионщика, и тем более не из столицы]
__________________________
Ещё про разные аспекты мотивации: