DEPO в жилом комплексе хотите? Подтягиваются коллеги, как всегда - через 3-4 года, после того, как я уже начал с этим работать (хваст))) Москвичи пробуют тестировать новый формат - гастромаркет в жилом комплексе. Начали Level Group, продолжат MR Group. Правильнее говорить - фудхолл, потому что планируется, что 80% площади займут все-таки ресторанные концепции.
Несмотря на то что в сегменте гастромаркетов Москвы стали проявляться первые признаки кризиса, этот сектор заинтересовал новых игроков. Теперь инвесторами подобных проектов решили стать застройщики жилья. Первый такой объект в строящемся комплексе в Хорошево-Мневниках анонсировал Level Group экс-сенатора Вадима Мошковича. Примеру этой компании может последовать MR Group. Такие проекты позволяют девелоперам сократить объем пустующих площадей на первых этажах жилых домов.
Как пишет "Коммерсант", Level Group запускает проект по открытию гастромаркетов в своих будущих жилых комплексах (ЖК), сообщили “Ъ” в компании. Первый такой объект застройщик планирует открыть в ЖК «Level Причальный», который будет построен в районе Хорошево-Мневники на северо-западе Москвы. Примеров интеграции такого модного формата в общепите в составе жилых проектов ранее не было, утверждает гендиректор Level Group Кирилл Игнахин. По его словам, фудхолл в рамках «Level Причальный» будет работать не только для жителей ЖК. «В зонах редевелопмента московских набережных (это предполагается в рамках нового проекта девелопера в Хорошево-Мневниках.— "Ъ") мы обязаны думать о том, что интересного можем привнести к планам города по благоустройству»,— говорит топ-менеджер.
Площадь гастромаркета в «Level Причальный» составит 875 кв. м. Проект будет сочетать ресторанные концепции с авторской кухней и продажу продуктов с прилавка: около 80% корнеров займут кафе и рестораны и 20% — фермерская торговля, сообщили в компании.
Там заявили, что оператором объекта будет выбран один из ресторанных холдингов, отказавшись называть контрагента до завершения переговоров. В компании уточнили, что инвестиции в проект составят 75–90 тыс. руб. за 1 кв. м. То есть на первый гастромаркет Level Group придется направить от 65 млн руб. до 78 млн руб.
Ставка аренды в гастромаркетах, расположенных в спальных районах, может составлять в среднем 12–24 тыс. руб. за 1 кв. м в год, комментирует замдиректора отдела торговых помещений CBRE Юлия Назарова. Исходя из этого, срок возврата инвестиций в проект может превышать шесть лет. Но в случае с застройщиками жилых комплексов в спальных районах гастромаркеты пока воспринимаются в первую очередь не как бизнес, а как возможность заполнить помещения на первых этажах новых ЖК, считает председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. Примеру Level Group может последовать и MR Group. По словам представителя компании Евгении Старковой, гастромаркеты планируется открыть в ЖК «Павелецкая City» и City Bay.
Еще до кризиса, вызванного COVID-19, гастромаркеты и фудмоллы получили популярность на рынке общепита Москвы. По данным JLL, в столице насчитывается около 40 таких объектов. Только семь из них пока не вернулись к работе либо закрылись окончательно после пандемии: это объекты сети Eat Market, развиваемые Zemskiy Group, и несколько несетевых объектов (см. “Ъ” от 22 июля). Это позволило экспертам говорить о начале кризиса в сегменте гастромаркетов.
По словам основателя сети «Теремок» Михаила Гончарова, Level Group сможет развивать гастромаркеты, если для посетителей средний чек не превысит 400 руб. Но это уже ближе к традиционным фудкортам в торговых центрах, где средний чек составляет 500–600 руб., в то время как в гастромаркетах он может быть в два раза больше. «Это оптимизм — рассчитывать на средний чек выше 1 тыс. руб. в спальных районах»,— отмечает совладелец проекта «Брикет Маркет» Никита Рогозный. По факту, предупреждает исполнительный директор Restcon Андрей Петраков, объекты в спальных районах, заявленные как гастромаркеты, могут превратиться в банальные фудкорты.
От себя добавлю, что, в свое время (4 года назад), я хотел реализовать что-то похожее в микрорайоне "Университетский" (застройщик - "Первостроитель", Екатеринбург). Но мой формат был все-таки ближе к австралийскому Coles Local (Сидней), где упор делается на торговую функцию с индивидуальным подходом. В моем прочтении это было использование 800-метрового помещения как концептуального набора и кухонь, и районных молочников, и районных мясников и т.п.
Почему тогда не пошло? Ну потому что на горизонте маячил "Магнит", да и человек нужен был специальный, кто организует и будет мотивирован, а не просто сдаст метры (будет создавать кластер). Местный застройщик в силу своего менталитета был не готов к новым формам работы)) Пока к проекту москвичей в анонсированном виде отношусь осторожно - нужно "допиливание" формата.
Маркетинг Мэйкер (Marketing Maker):
Маркетинговые исследования, аналитика
- Аудит и реорганизация маркетинга и продаж (наведение порядка и запуск точек роста)
- Продуктовая разработка и упаковка (продуктовый маркетинг)
- Создание уникального и полезного контента для потребителей (контент-фабрика)
- Разработка рекламных кампаний, продвижение (коммуникационный маркетинг)
- Вдумчивое SMM-продвижение и контекст
- Разработка бизнес-планов и поиск инвесторов/покупателей/арендаторов, и т.п.
Для малого и среднего бизнеса, девелоперских компаний.