Жить сегодня на Украине если и не весело (во всяком случае – подавляющему большинству граждан), то уж нескучно – точно. То тут, то там – какие-нибудь протесты, выступления, разборки, скандалы.
Очередная движуха, которую активно обсуждают в сетях, относится к известной в постсоветских странах американской сети быстрого питания «Макдональдс», начавшей активно осваивать просторы тогда ещё Советского Союза 30 лет назад. Популярный блоггер Анатолий Шарий обратил внимание общественности на бытующую здесь дискриминацию по языковому признаку. Дело в том, что на точках «Макдональдса» отсутствует меню та русском языке – есть только украинское и английское.
14 июня Шарий опубликовал в своём Telegram-канале фотографию одного из терминалов фастфуда. Клиентам предлагается выбрать для использования сервиса украинский язык, либо же английский, что, по мнению блогера, «…в очередной раз подчёркивает отношение к половине населения Украины, разговаривающей по-русски».
…Небольшое лирическое отступление. Автор этих строк хорошо помнит огромные очереди вокруг первого «Макдональдса», открывшегося на закате Советского Союза в центре Москвы. Символ «американский мечты» активно раскручивался в средствах массовой информации, активно формировавшими атмосферу поклонения всему американскому. На фоне тотального позднесоветского дефицита и продовольственных карточек, «Макдональдс» казался окном в другой мир, яркий и праздничный, где всё устроено по уму и, разумеется, исключительно к пользе потребителя.
Вслед за Москвой, «Макдональдсы» начали, как грибы, появляться в союзных республиках тогда ещё формально единой страны, в крупных городах. Кстати, едва ли не единственное место, где они так и не прижились – это Армения. Впрочем, отрезвление стало приходить довольно быстро. К примеру, автор этих строк, несколько лет занимавшийся не располагавшей к регулярному питанию разъездной работой, заходил в «Макдональдс» только в исключительных случаях – еда, мягко говоря, не вполне полезная, хотя и производит впечатление весьма вкусной.
На современной Украине «Макдональдс» чувствует себя вполне уверенно, пользуясь покровительством американского посольства. Это ярко проявилось в ходе скандала, спровоцированного записью Анатолия Шария. Казалось бы, где политика, а где бизнес – ан нет, они очень даже связаны. Тем более что «Макдональдс» – это не просто какая-то там забегаловка, а значимый инструмент американской «мягкой силы».
«Мы полностью понимаем Макдональдс, названия еды на украинском языке звучат гораздо вкуснее. Учите украинский с Макдональдс»,
– поспешили заявить «лингвисты» из посольства. Спору нет, «бігмак» звучит вкуснее, чем «бигмак», «чізбургери» – «чизбургеры», «біг тейсті» – чем «биг тэйсти», и тому подобное. Хорошая шутка, которую вполне оценили бы в юмористическом шоу «Вечерний Квартал» нынешнего президента Украины Владимира Зеленского.
Многие пользователи социальных сетей уже пообещали сказать американской сети «обжираловок» «давай, до свидания».
«Если они такие «украинские», то пусть вместо своего американского… продают в Украине украинские блюда»,
«Бизнес не должен быть политизированным» и речь идёт об «уважении и лояльности к клиентам»… Давайте тогда мы, русскоговорящие украинцы, объявим им бойкот. Ну раз они считают, что нас нет. Будем считать что их тоже нет»,
– вот лишь некоторые комментарии. Сторонники же тотальной украинизации, само собой, «Макдональдс» полностью поддержали. А кое-кто, не исключено, даже заскакал от чувства глубокого удовлетворения.
В итоге американская кампания ещё раз показала всей стране и обществу, что Украина, как и прежде, разделена по языковому принципу. Самое же показательное в этой истории то, что американцы предлагают учить «мову» по названиям меню, не имеющим к ней ни малейшего отношения.
Ну не анекдот ли?
Делитесь комментариями, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!