Найти тему

Как супермаркеты мешают нам худеть и что с этим делать?

Немного практики, и вы научитесь не поддаваться маркетинговым уловкам.
Немного практики, и вы научитесь не поддаваться маркетинговым уловкам.

Cколько раз вы возвращались из супермаркета, с ужасом понимая, что накупили совсем не то, что собирались? И это ещё не худший вариант. Худший — когда вы не просто купили всяких «вредностей», но успели что-то съесть по дороге домой, т.е. сорвались. О срывах поговорим в другой раз, а сейчас о магазинах.

Запомните главное: вы не виноваты. Для того, чтобы вы, вот именно вы, сорвались и накупили лишнего, работала целая команда специально обученных, технически оснащённых и хорошо оплачиваемых специалистов. Вам нечего было им противопоставить. Впрочем, это поправимо. Разберём основные уловки супермаркетов и научимся давать им отпор.

Россыпь продуктов

Именно так можно охарактеризовать выкладку товара в любом супермаркете. На первый взгляд ритейлеры так создают иллюзию изобилия, но задача не в этом. Ритейлеру важно «утопить» нас в этом море продуктов, чтобы придя за молоком и хлебом, мы не могли проигнорировать конфеты, пряники и колбасу. Поэтому за жалким пакетом молока мы прошагаем через весь магазин, аккурат через развалы мясных деликатесов и кондитерки. Будет ли неподалёку от молока лежать хлеб, который мы обычно берём вместе с молоком? Конечно нет. Милости просим в другой конец магазина.

Товары на полках выставляются так, что мы вынуждены "прочесывать" весь супермаркет ради пакета молока и буханки черного хлеба, получая в итоге такую вот корзину.
Товары на полках выставляются так, что мы вынуждены "прочесывать" весь супермаркет ради пакета молока и буханки черного хлеба, получая в итоге такую вот корзину.

Ароматы

Казалось бы, чего проще — уставился в пол, чтобы не смотреть на всякие соблазны, и иди себе за здоровыми продуктами. Но в одиночку нам пройти не удастся, по пятам за нами будут идти самые разные ароматы. Ещё на входе вас встретит волна фруктовых ароматов, ещё шаг-другой — и на вас обрушиваются запахи жареного мяса, ванильной сдобы и прочих вкусностей. Собственно поэтому двери в цех собственного производства всегда не закрываются, а открытые кухни нужны вовсе не для того, чтобы вы убедились в чистоплотности поваров.

Кто первый встал, того и тапки

Скидки на конкретный продукт нередко сопровождаются условием “Цена действительна при покупке не более … ед/кг и т.п.”. Ограничительные условия автоматически включают в нас страх того, что нам чего-то не достанется, нас кто-то опередит и вообще мы останемся не у дел и погибнем. Я, конечно, утрирую, но психологически данный механизм работает именно так. На этой уловке был построен предвыборный лозунг “Голосуй или проиграешь” в 90-х, и что-то мы до сих пор не чувствуем себя победителями. Если же вернуться к ритейлу, то согласно американским исследованиями, такая уловка увеличивает продажи потребительских товаров на 25%.

Прикассовая зона — черная дыра, в которой исчезают наши намерения сохранить фигуру и бюджет.
Прикассовая зона — черная дыра, в которой исчезают наши намерения сохранить фигуру и бюджет.

Опасная зона

Она же прикассовая зона. Вы уже основательно прошлись, спасибо ритейлеру, по всему магазину и теперь устало стоите у кассы в очереди из двух-трех таких же страдальцев, бесцельно рассматривая ближайшую витрину. А там батончики, небольшие шоколадки, газировка и прочее. Почему бы не купить? Ценник небольшой, батончик тоже — большого вреда не будет, правда же? И только дома вы вспоминаете, что на этой неделе планировали не есть сладкого.

Дегустации

Уж сколько раз твердили миру про бесплатный сыр и то, где он обитает. И все равно на дегустациях в магазине нет отбоя от страждущих. Отчего же не съесть маленький кусочек да еще бесплатно. И девушки на стойке приветливо улыбаются, и вообще солнце светит, трава зеленеет и мир прекрасен. А потом вы с удивлением для себя покупаете опробованную колбасу, а дома удивляетесь повторно — в ней же ничего особого и денег своих колбаска явно не стоит. Но девушка вам уделила столько времени, все подробно рассказала, показала, что подсознательно вы чувствовали себя обязанным купить эту несчастную колбасу.

Чтобы не повторять больше этих ошибок, следуйте простым правилам. Они спасут вас от манипуляций в сфере ритейла.

Посещайте магазин только на сытый желудок. Тогда запахи выпечки, специй и кофе не будут такими соблазнительными. Да и смотреть на кулинарную вакханалию станет намного проще.

Составляйте список продуктов дома. Заходить на вражескую территорию всегда проще, имея карту местности. При походе в магазин такой картой для вас станет список продуктов. Только примите для себя твердое решение не покупать ничего, что не указано в списке.

Принципиально не покупайте товары у кассы. Это единственный способ противостоять описанной выше уловке.

Включите Шапокляк. Как говорила моя любимая вредная старушка: “Хорошими делами прославиться нельзя”. В конце концов, разве не по этому принципу действуют продавцы, бессовестно манипулируя нашим пищевым поведением? Поступайте с ними также. Перепробуйте все образцы на промоакции и назло не купите. Цена действительна при покупке не более 10 шт. Из вредности возьмем одну штучку и т.д.

Надеюсь, эти советы помогут вам делать покупки, не покупаясь на уловки продавцов. Приятного шоппинга!

Оксана Ковалёва.

Еда
6,93 млн интересуются