Да, мы тоже до сих пор худеем к пляжу. Перед вами все о самых модных диетах, на которых сидят представители индустрии красоты.
Ирина Урнова
Бьюти-директор журнала Esquire, автор блога betterskin.ru
Кофе и черный сухарик на завтрак, 20 граммов сыра, сырое яйцо и вареная морковь на обед, паровая треска с капустой на ужин. Мне 15 лет, и я сижу на «японской» диете. 13-дневное меню, которому от Страны восходящего солнца досталось разве что название, вырезала бабушка из какой-то газеты.
В начале нулевых было много странных систем питания: одни худели на яйцах вкрутую с грейпфрутами, другие сидели на «жиросжигающем» сельдереевом супе, третьи налегали на пустой рис — шлифованный, крахмалистый, но без масла. Причем никто не требовал научногоподтверждения теорий — мы в них просто верили. И, что удивительно, худели.
Пару лет назад врач одной клиники в Монтрё обмолвилась, что диетология как наука находится в своем средневековье. Не существует объективных «хорошо» и «плохо». Сторонники разных систем питания готовы спорить до хрипоты (чем и занимаются). Мы даже не в силах определиться, сколько яиц можно в неделю: одни исследования противоречат другим. Тем не менее между нами и теми, кто вырезал диеты из сомнительных газет, уже пропасть. Как когда-то считалось, что Земля — центр Вселенной, так последние полвека было принято винить во всех грехах жиры. Спасибо Анселю Кизу и лечащему врачу Эйзенхауэра — они обвинили животный жир в сердечном приступе президента США, а всех несогласных вроде британца Джона Юдкина (он предложил присмотреться к рафинаду), подобно Галилею, провозгласили еретиками. В 2014 году стало ясно, что «все-таки она вертится»: сливочное масло появилось на обложке журнала Time. Спустя годы обезжиренной диеты Штаты получили эпидемию ожирения и диабета, и мы наконец разобрались, что виноват сахар (сегодня с этим согласны и ученые, и фитнес-блогеры из вашей ленты в инстаграме).
Из врагов жиры превратились в частых гостей тарелок, а для кого-то и в лучших друзей: кетогенная диета, которую еще век назад прописывали эпилептикам, стала одной из самых модных систем питания для условно здоровых людей. Новые веяния докатились и до России: в магазинах здоровой пищи «Город-Сад» появился «буллетпруф»-кофе, а в Buro Canteen — целое clean-меню с хорошим выбором кетоблюд. Если объяснять на пальцах, цель диеты — переключить организм в режим выработки энергии из жира, а не из глюкозы. Вот почему 70 % ккал должны приходиться на авокадо, жирное мясо и рыбу, орехи, растительные масла и молочку (чем она жирнее, тем лучше). Обязательное условие — зелень и овощи, растущие над землей, среди разрешенного — ягоды и несладкие фрукты. «Сперва приходят мысли: как жить без макарон и пиццы? — рассказывает Ирина Урнова, бьюти-директор журнала Esquire и создательница блога betterskin.ru. — Но а) не обязательно решать что-то навсегда, б) остается много по-настоящему вкусных блюд. Только представьте: можно есть жирное мясо и овощи со сливочным маслом и худеть. По мне это лучше, чем картонная грудка без соли». Но потеря веса — это не единственное, что предлагает кетодиета: попутно можно нормализовать гормональный фон, уменьшить количество висцерального жира (он скапливается вокруг органов брюшной полости), улучшить качество кожи и начать чувствовать себя лучше.
«За два с половиной года низкоуглеводного питания (мы с мужем периодически переходим с кето- на более либеральное LCHF-меню) я привела в норму инсулин и практически нормализовала лептин (гормон, который контролирует аппетит), пропали воспаления на лице, исчез целлюлит, прекратились революции в желудке и ушла сонливость от еды.
В целом я стала более продуктивной, — продолжает Урнова. — Но первый эффект ждать почти не приходится — отеки уходят за считаные дни». Заманчиво? Тогда начинайте читать этикетки (даже в бекон кладут сахар), загляните на сайт dietdoctor.com доктора Энфилда, где много информации о принципах кеторациона и причинах на него перейти (именно с него начинала свое погружение в мир жиров бьюти-директор Esquire), и обязательно подпишитесь на betterskin.ru в инстаграме — там есть классные рецепты (в том числе кетосырников и низкоуглеводного хлеба). «Если хочется сделать переход на кето под наблюдением врача, ищите практикующего специалиста, который внимательно следит за последними исследованиями, — советует Урнова. — К сожалению, сейчас много людей, которые, получив диплом, фокусируются на развитии инстаграма или просто перестают учиться, считая все новые открытия ересью. К примеру, многие доктора старой школы до сих пор лечат «плохой» холестерин урезанием жиров. В то время как нормализация этого показателя — один из первых эффектов на кетодиете».
Даша Казачок
Редактор раздела «Красота» журнала InStyle
Еще одна пищевая тенденция, которая далека от общепринятого представления о здоровом питании, — интервальное голодание. Идея не новая, но по-настоящему модным фастинг сделало исследование японца Ёсинори Осуми в области аутофагии, за которое он получил Нобелевскую премию. С греческого мудреное слово переводится как «самопоедание», что полностью соответствует процессу. Когда мы голодаем, организм начинает утилизировать всевозможный «мусор»: избавляется от поврежденных органелл и дефектных белков, превращая их в энергию. Так мы освобождаемся от всего почти ненужного и даже вредного. А значит, организм оздоравливается. И хотя Осуми посадил на диету обычные пекарские дрожжи, это не повод для скептицизма: клетки грибов по строению достаточно близки человеческим. Точно так же решила редактор раздела «Красота» журнала InStyle Дарья Казачок, которая 16 часов в день ничего не ела и пила только воду.
«Поначалу я заводила таймер — так мне было психологически проще выждать время. В период голода все тело было ватным, силы покидали, мне постоянно хотелось спать, — рассказывает Дарья. — Но килограммы таяли, и это стимулировало продолжать.
Кроме того, нет никаких четких запретов, которые в моем случае всегда провоцируют срывы: можно съесть хоть целый наполеон, главное, в отведенное на это временное окно. Кстати, желания питаться сплошными фастфудом и пирожными почему-то не возникает». Через пару недель становится легче: тело адаптируется к схеме 16/8, пропадают приступы голода и возрастает энергия. «По утрам я буквально выпрыгивала из кровати, сонливость начала появляться как раз после приема пищи. Я легко могла продержаться даже 18 или 20 часов без еды — чувства голода не было», — добавляет Дарья. Но такие перерывы привели редактора InStyle не только к желаемому весу, но и в кабинет гастроэнтеролога: врач посоветовал голодать в счет не завтрака, а ужина (хотя сама система питания этого не требует). Так Даша разработала свою схему — и сейчас она чередует фастинг с обычными днями: теперь проблем нет ни с лишним весом, ни с ЖКТ.
Мария Чекалина
Старший редактор сайта glamour.ru
Тем, кто хочет поработать с кишечником, подойдет бездрожжевая диета, которая приводит в баланс микробиоту: вирусы, бактерии и грибки. Когда последних становится слишком много (спасибо пирожным, аперолю и антибиотикам), страдает весь организм. И чтобы вернуть равновесие, нужно на пять-шесть недель лишить грибки пищи: сахара (даже того, что во фруктах), молочных продуктов, пасленовых, пшеницы, уксуса и алкоголя.
«Моему косметологу эта диета помогла справиться с экземой, а гастроэнтеролог рассказала о пациентке, у которой в долгую ремиссию ушла розацеа, — говорит Мария Чекалина, редактор сайта Glamour и автор инстаграма @feelgoodbymasha. — Каждую зиму я страдала от холодового дерматита. Решила попробовать диету — и не прогадала!»
Как признается Мария, уже через пару недель пропадает отечность лицаи тела, а еще улучшается состояние кожи: проходят воспаления и лицо становится по-настоящему сияющим в лучших традициях инстаграм-моды (но без фильтров и хайлайтера).
Становится много энергии (даже вечером трудного дня не хочется лежать в позе Обломова) и нормализуется вес. «После возвращения к привычному рациону (это все-таки диета) может снова появиться отечность, но жизнь уже не будет прежней, — рассказывает Мария. — Ты начинаешь гораздо лучше понимать свой организм и чувствовать, какая еда — хорошее топливо, а от какой появляются бури в животе и клонит в сон». Но садясь на бездрожжевую диету, будьте готовы, что придется внимательно читать этикетки (сахар в беконе и соусах) и готовить дома: никогда не знаешь, что добавили в то или иное блюдо или заправку. Можно, конечно, просить повара готовить по-вашему, но не всегда эти просьбы бывают услышаны. Маленький лайфхак от Чекалиной: «В кафе лучше говорить не о том, что вы что-то не любите, а что проходите лечение под присмотром гастроэнтеролога. Тогда ваши просьбы воспринимают не как какую-то блажь, а как показания врача».
Не хотите готовить себе каждый день и мучить официанта расспросами о содержимом блюда? Вам — системы доставки еды, которые учтут все аллергии, посчитают за вас БЖУ и составят богатую всеми необходимыми нутриентами программу.
«Раньше в клинике была кухня, где работали специально обученные повара, способные приготовить вкусные и, главное, полезные блюда. Многие пациенты хотели забрать еду с собой, так что порой мы собирали целые наборы, состоящие из полноценного завтрака, обеда, ужина и нескольких перекусов. В конце концов стало понятно, что необходима организация отдельного производства здорового питания на фабрике-кухне», — вспоминает диетолог Маргарита Королева, запустившая доставку питания еще в 2009 году, до того, как это стало мейнстримом. Сейчас в арсенале SoloFood можно найти все что угодно: от спортивного питания и программ снижения веса до щадящего рациона после стоматологических и лицевых операций и программы детокса. Последняя — спорная с точки зрения научного сообщества (вопрос, нужно ли помогать организму очищаться, — очередное яблоко раздора). Но меню популярное и безусловно работает. На одну половину оно состоит из соков — (если нет противопоказаний). А на вторую — блюд живой кухни, которые готовятся при низкой температуре. За неделю можно потерять несколько килограммов, улучшить цвет лица и подзарядить внутренние батареи: если первые три дня с кровати будет встать крайне сложно, то в конце вылетаешь из-под одеяла ракетой, едва запоет будильник. Проверено на личном опыте директора отдела красоты Women’s Health и по совместительству автора этого текста.