Найти тему

"Горячая штучка": эмали ар деко. Техника шамплеве/Champlevé

Камиль Форе/Camille Fauré, ваза, 1930, медь, горячая эмаль. Лимож, Франция.  Аукционный дом Heritage, Даллас, США, официальный сайт - www.ha.com
Камиль Форе/Camille Fauré, ваза, 1930, медь, горячая эмаль. Лимож, Франция. Аукционный дом Heritage, Даллас, США, официальный сайт - www.ha.com

К 1920-м годам мастеров, владеющих искусством эмалирования, было немало, традиционная технология получила второе рождение ещё в конце XIX века и развивалась весьма интенсивно. Камиль Форе, работы которого я сегодня покажу, был известным эмальером. После долгих лет изучения тайны превращения стекловидного порошка в разноцветные эмали, основал свою мастерскую в Лиможе, где полвека занимался любимым делом и радовал своих поклонников.

Лиможские мастера славились своими эмалями в технике шамплеве. Французская система классификации горячих эмалей самая проработанная, поэтому чаще всего используются она. Русский аналог французского термина "шамплеве" - "выемчатая эмаль".Существует несколько модификаций работы с этим типом эмали. В первом случае углубления под эмаль предусматриваются изначально до отливки модели, во втором, углубления вырезаются штихелем или вырубаются зубилом, в третьем, с помощью чеканки делаются нужные углубления, предназначенные для заполнения эмалью.

Для эмалирования изделия на поверхности делаются специальные углубления - выемки. Их глубина влияет на колористическую интенсивность эмали: чем глубже выемка, тем насыщеннее цвет. Дно углубления выемки зачищается и работает как рефлектор, что особенно важно, в случае наложения прозрачной и полупрозрачной эмали. В результате такой простой процедуры эмалевая поверхность буквально искрится и переливается.

Эмаль получается путём плавления целого ряда компонентов, куда входит кварцевый песок, сода, борная кислота. Цветность эмали зависит от включения в него окислов различных металлов. Например, окись железа в чистом виде или в сочетании с другими компонентами (железом или хромом) придаёт эмали красный цвет, при добавлении кобальта получается синий и голубой, меди - зелёный и бирюзовый, смесь с магнием или иридием дает чёрный цвет, платина делает эмаль серой, а с помощью борной кислоты можно добиться идеально белого цвета.

При выборе формы Камиль Форе делал ставку не на форме изделия (его вазы не отличались оригинальностью, имея ординарную форму), художественный образ складывался благодаря проработке поверхности за счёт уникальной технологии эмалирования и динамическим орнаментам ар деко.

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Еда
6,93 млн интересуются