Когда повар пишет рецепт супа, как вкуснее и экономнее можно его сварить, написанному можно верить. Подчеркиваю: можно. Не обязательно, если вы и сами варите достойно, но сохранить написанное не мешает, может и попробую на неделе, что он там советует. Когда же речь идет о питании лечебном, правильном и диетическом, верим мы больше врачам.
Питание и медицина почти что родственники. Порой очень дружелюбные и мирные друг с другом, а порой скандальные и друг друга ненавидящие. Рассмотрим что говорили о еде врачи, наши именитые соотечественники. А заодно, оценим то, во что они сами любили втыкать вилку….
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ.
Хирург от бога, зачинатель русской военно-полевой хирургии и основоположник отечественной анестезиологической школы, человек, введший в медицинский обиход гипс и должность медицинской сестры, был родом из большой семьи: Николай был 13-м ребенком. Поэтому он сам кулинарными изысками не был избалован с детства, его родители не относились к высшему свету. Ровное отношение к питанию Николай Иванович сохранял всю жизнь.
Задолго до зарождения диетологии, Николай Пирогов указывал на питание как на могущественнейшего помощника организма и здоровья. Николай Иванович первым в мировой медицинской практике ввел рацион лечебного питания, направленный на быстрейшее выздоровление после тяжелых ранений: рыбий жир, яблочное пюре, куриный бульон, морковь.
«Будущее за медициной предохранительной» сказал Пирогов когда-то. Уверен, что и за предохранительным питанием тоже: легче где-то воздержаться, недоесть и отказаться, чем потом судорожно глотать таблетки.
СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ БОТКИН.
Создатель фундамента отечественной терапии, ученый, смотрящий на человеческий организм как на единое целое, слыл ярым противником западного засилья в русской медицине. Может и был он немного русофилом. Добрую, домашнюю кухню Сергей Петрович уважал, но излишеств не допускал: пироги с капустой, свиные натуральные котлеты, холодец, ягодный кисель, борщ с телятиной, блины – в общем поесть доктор любил.
Обобщая свой опыт, сам Боткин вывел три терапевтических правила лечения.
1) Больного настроить на выздоровление.
2) Лечить человека целиком.
3) Главную ответственность за возникновение болезни несет внешняя среда (отдых, общение, работа)
А какая внешняя среда может быть без питания?
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАЗОВ.
Кардиолог профессор Чазов, лечивший нескольких руководителей нашей страны, является редким примером человека, который следует всему тому, что сам пропагандирует. Евгений Иванович советует есть побольше капусты, моркови и свеклы, а картошку и хлеб наоборот ограничивать.
Кстати, профессору Чазову принадлежат слова: «Мне стыдно говорить о диетах, когда многие голодают»
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ АМОСОВ.
Я, увы, не нашел информации, какими любимыми были блюда у Героя Социалистического труда, авторитетнейшего врача в вопросах операций на грудную клетку, доктора медицинских наук Амосова. Однако, могу привести его примерное меню одного дня:
Завтрак:
300 грамм свежих овощей, чашка кофе с молоком, ломтик подсушенного хлеба.
Обед:
Овощной салат, суп, второе блюдо с минимальным количеством мяса, кефир или сок.
(Это, кстати, к вопросу о «вреде» обеда из трех блюд. Может, вам будет интересна статья о 4-х принципах питания)
Ужин:
Творог, бутерброд с сыром, чай.
Когда во время рабочего дня, между операциями у Николая Михайловича не было времени на супы, он съедал пару яблок.
Общий завет доктора Амосова таков: ешьте любые фрукты в количестве (какие – в зависимости от сезона) сведите на минимум жирное, жареное и соль и пейте чистую воду.
Благодарим за ваше участие в жизни канала. Ваш палец вверх и подписка очень помогут нам остаться на плаву. Спасибо!