Когда речь заходит о культовой тяжелой группе «Черный кофе», обычно вспоминают о пластинках «Переступи порог» (1987) и «Вольному – воля» (1989). Но мне хотелось бы рассказать о довольно спорном, но крайне интересном альбоме «Пьяная Луна», вышедшем в 1996 году.
Альбом был записан в Лос-Анджелесе, на студии Дмитрия Варшавского, в 1995-1996 годах. Кроме Дмитрия Варшавского, в записи принимали участие Борис Долгих, отметившийся на альбоме «Вольному – воля» (1989), Валерий Гаина и американские сессионные музыканты.
Открывают альбом песни «Где-то в слезах» и «Ветер».
Многостороннему поклоннику тяжелого рока сразу «бросается в уши», что эти песни напоминают, соответственно, «Hold On» и «Rising Force» с альбома «Odyssey» (1988) шведского гитариста Yngwie Malmsteen.
Надо сказать, что тема заимствований в искусстве не новая, и плагиат является весьма распространенным явлением. Особенно в этом грехе любят обвинять русскоязычных исполнителей. Одно из таких прегрешений приписывают Дмитрию Варшавскому, обвиняя его в том, что он использовал рифф из песни «King of Dream» Deep Purple в своей песне «Светлый образ» с альбома «Вольному – воля» (1989). При этом обвинители забывают, что альбом «Вольному – воля» был записан в Москве в декабре 1988 – январе 1989, и по существовавшим тогда порядкам, вышел на виниловой пластинке на фирме «Мелодия» через год, в январе 1990 года, то есть тогда, когда Deep Purple только начали запись альбома «Slaves and Masters», который открывает песня «King of Dream».
Так что же произошло на самом деле и как эти истории связаны между собой?
Дмитрий Варшавский: «Эта история началась в 1989 году в Москве. Мальмстин давал концерты в Лужниках, на вокале был Тёрнер. На одном из первых концертов мы познакомились, и после этого проводили время вместе.
В их окружении не было переводчика, и всё познание русской действительности происходило с моей помощью. Как-то в машине играла кассета с альбомом «Вольному – воля», Тёрнеру сразу понравилась музыка, и кассета была подарена ему. Он сразу сказал: «Отличные звуковые решения! Ты не против, если я что-нибудь использую?» И конечно получил моё одобрение.
В 1990 году Тёрнер записывает альбом «Slaves and Masters» с Deep Purple, в первой песне «King of Dreams» он и применил структуру моей песни «Светлый Образ». В 1993 году мы с ним виделись в Штатах, и я поблагодарил его: можно ли было представить, что Блэкмор, у которого я учился играть на гитаре, будет исполнять музыку, вдохновлённую моей песней!
Но вернёмся к Тёрнеру. Он мне говорит: «Теперь ты возьми что-нибудь из моих музыкальных находок!» Что я и сделал при записи альбома «Пьяная Луна». Для тех, кто знаком с песнями Тёрнера/Мальмстина, это хорошо слышно в первых двух произведениях этой пластинки».
Поводим итог: в «King of Dreams» Deep Purple с согласия Варшавского заимствовали аранжировки песни «Светлый образ», а в песнях «Где-то в слезах» и «Ветер» использованы аранжировки песен «Hold On» и «Rising Force», причем с согласия их соавтора.
Очень многим полюбилась третья песня альбома «Белая ночь».
Необычные аранжировки с использованием акустической гитары, яркие поэтические образы Матвея Анечкина и тоскливое соло Валерия Гаины в финале делают ее одним из фаворитов альбома.
Четвертая песня «Знамя мира» продолжает традицию включать на альбомы «Черного кофе» перезаписанные старые композиции.
На альбоме «ЧК-86» (более известном как «Светлый металл») гитарная версия песни звучит вполне убедительно, но на «Пьяной Луне», в гитарно-органных аранжировках, она еще более хороша.
Завершает первую сторону альбома инструментальная композиция «Калифрония». Варшавский исполняет гитарную партию в прекрасным блюзовым чувством.
Если первая сторона альбома больше напоминает своими гитарно-органными аранжировками о таких альбомах, как «Вольному – воля» (1989) и «Леди Осень» (1992), то вторая сторона намекает на будущий, ныне совсем забытый альбом «Белый ветер» (2002).
Ее открывает песня «Я так устал» с хорошо заметными аранжировками в стиле шансон и сильно напоминающая ранний «Круиз». Ничего удивительного здесь нет: стихи принадлежат менеджеру «Круиза» 80-х Матвею Аничкину.
На песню существует немного наивный клип, зато бодрый и отражающий дух времени.
Несомненным украшением не только этого альбома, но и всего творчества «Черного кофе» служит заглавная композиция альбома.
Это великолепная, 7-ми с половиной минутная баллада, с блюзовой основой, налетом avant-garde и progressive, образной поэзией Матвея Анеичкина, блестящим соло Дмитрия Варшавского и мрачноватой атмосферой.
Альбом продолжает кавер-композциия на Beatles «Come Together». Да простят меня поклонники «ливерпульской четверки», но кавер от «Черного кофе» звучит куда интереснее оригинала.
Если в перезаписанной песне «Знамя мира» сохранены оригинальные аранжировки, то широко известная песня «Листья» переработана радикально, и представлена на «Пьяной Луне» в акустическом варианте. Несомненно уступая классическому, электрическому варианту, эта версия, тем не менее, звучит интересно.
Альбом завершает простой и заводной rock-n-roll, который так и называется – «Рок-н-ролл». Как и «Я так устал», это мажорый рок-шансон с простым танцевальным мотивом и стихами от Матвея Аничкина.
В принципе, не стоило бы и обращать внимания на эту полушуточную композицию, или, например, рассматривать ее как бонус к альбому, если бы, как уже говорилось, из нее в своем роде не вышла следующая пластинка «Черного кофе».
Остается добавить, что очень жаль, что из 4-х альбомов наследия 1990-х годов «Черный кофе» в нынешней формации исполняют на концертах очень мало композиций – некоторое время исполняли «Ветер», «Калифорнию» и «Леди осень», еще автору этих строк посчастливилось услышать «Слово» и «Пьяную Луну». Кстати, «Пьяная Луна» - это название коктейля моего изготовления, коньяк пополам с «Байкалом». Так что, наслаждайтесь «Пьяной Луной» во всех проявлениях!