За последние несколько лет мы привыкли, что в каждом городе есть по несколько крупных заправок, а что такое дефицит бензина, нам вообще не знакомо. Также на этих АЗС з кроме бензина можно купить товары в дорогу и даже перекусить.
Однако автолбителям в СССР о таком можно было только мечтать. Только в 1991 году в Москве открылась первая такая заправка – с магазином, кафе и современными колонками.
Я продолжаю листать старые журналы и в «За рулем» 1991 года этому событию посвятили целую статью.
Новая АЗС была открыта совместно с итальянской фирмой "Agip". Она, кстати, работает и по сей день.
Хочется верить, что пройдет не очень много времени и сервис, предлагаемый на этих фирменных бензоколонках, постепенно перестанет быть экзотикой для наших водителей, которые пока привычны совсем к другому...
На новой заправке таких явлений как недолив или обсчет просто не существует. Компьютер все считает и выдает бензина ровно на ту сумму, которую заплатил водитель. При этом количество бензина высвечивается на табло. (сейчас для нас это обыденность, а тогда было в диковинку)
На новой АЗС работает и уютное кафе. Но обслуживани было только за валюту.
На заправке есть и магазин запчастей, где можно купить некоторые запчасти и автопринадлежности.
Видимо для усиления эффекта журналист «За рулем» рассказывает, что сейчас творится на АЗС Москвы. Ситуация, конечно, малоприятная.
«Наша редакционная машина пристраивается в хвост длинной очереди у автозаправочной станции № 150, расположенной на Ленинском проспекте столицы. А-76 уже нет. АИ-93 качает всего одна колонка, и оставшегося бензина, по словам заправщицы, совсем мало. Никакой информации о имеющемся в наличии топливе, конечно же, нет. Впереди нас 17 машин, в другом ряду на ту же колонку еще столько же, значит мы тридцать пятые...»
Обстановка накаляется, однако страх перед могучим оружием заправщицы — «Бензина нет» — сильнее всеобщего недовольства ею.
Причина в дефиците топлива на АЗС была довольно проста - инфраструктура просто не успевала за ростом автомобилизации.
С 1987 года количество автомобилей в Москве увеличилось почти на треть, и в основном это частные автомобили. Также с развитием кооперативов прибавилось машин, грузовиков и автобусов.А колонок для них больше не стало. В результате намного больше стали очереди на АЗС — «за деньги».
Блат, воровство бензина и продажа из-под полы процветали как никогда.
На АЗС заправляли «своим» по 10— 20 литров, «чужим» — совсем крохи или вовсе отказывали. Да и за этим приходилось стоять в очередях много часов.
Заканчивается статья риторическим вопросом журналиста:
«Всех волнует прежде всего главный вопрос: когда же все это кончится, когда система обеспечения автомобильным топливом станет наконец работать действительно на нас, а не на себя — ведь известно, что именно внутри этой системы из наших с вами кровных денег формируются миллиарды рублей теневой экономики.»
Оглядываясь назад, понятно, что сейчас у нас нет дефицита топлива и очередей на АЗС из десятков автомобилей. Теперь заправиться можно легко и просто.
Но есть другая проблема - монопольные цены на бензин и высокие акцизы. Если вычесть все акцизы, то бензин стоил бы сейчас
в полтора-два раза дешевле.