Всех нас с детства стараются воспитывать культурными и тактичными людьми. Закладывают в нас правила поведения и этикета. Объясняют нам как нужно общаться с посторонними людьми, да и с близкими тоже. Учат нас таким "волшебным словам" , как "пожалуйста" и "спасибо". Но к великому сожалению, уже в зрелом возрасте понимаешь, что не всех научили, не всем рассказали и не каждому объяснили...
Но это так, лирическое отступление. Хочу сказать, что культура речи должна присутствовать вне зависимости от сферы деятельности и статуса человека. Знаете, за свою небольшую карьеру в ресторанах я сталкивался абсолютно с разными людьми: с известными и богатыми, с иностранцами, с не очень обеспеченными людьми.
Бывало даже так, что одна бабушка несколько лет откладывала по сто рублей себе на юбилей, и накануне своего 80-ти летия принесла целую сумку этих сторублевок, чтобы заказать банкет для себя и своих близких. Это было так трогательно и в то же время как то грустно, что ли...
Но что-то я опять ушел в сторону)
Как же нужно правильно общаться официанту с гостями?
Во-первых, сразу скажу, что никому не интересно, что у официанта плохое настроение или голова болит или еще что. Поэтому нужно всегда говорить с гостем только на позитивной волне.
На входе нужно обязательно сказать:
Здравствуйте!(Доброе(ый) утро/день/вечер) Вы покушать? Пожалуйста проходите, присаживайтесь!
Даже если гости сами не поздоровались и мало обращают внимания на вас, все равно нужно улыбаться и разговаривать вежливо. Запомните, если гость как-то грубо или невежливо обратился, не нужно ему отвечать тем же.
Во-вторых, правило о том, что клиент всегда прав, никто не отменял. Поэтому, если люди не хотят с вами здороваться, то пусть так и будет). Когда официант подает меню(как это правильно делать читайте ЗДЕСЬ), он должен сказать:
Меню, пожалуйста! Желаете ли что-то сразу заказать? Может быть принести Вам чай? Сегодня прохладно.
Ну, а если гости сразу сделать заказ не готовы, то можно сказать:
Вы пока ознакомьтесь с нашим меню, а я к вам подойду через несколько минут.
или
Я к вам подойду, как только вы будете готовы сделать заказ.
Такие, казалось бы, мелочи, но поверьте, они сильно направляют общение с гостем в нужное и позитивное русло. Гость чувствует с первых минут, что ему рады и хотят сделать его трапезу непринужденной.
Если гость вдруг повышает на вас голос или грубит вам, то ни в коем случае не повышайте голос в ответ, а тихо и спокойным тоном скажите, что сейчас все узнаете или исправите ситуацию...(в зависимости от того, почему гость нервничает)
На самой заре своей карьеры, когда еще совсем был мальчишкой, я часто говорил гостям в конце вечера:
Спасибо, что вы выбрали наш ресторан и хочу сказать, что мне было очень приятно вас обслуживать! Приходите обязательно еще и почаще!
И это я говорил не после того, как мне оставили чаевые, а перед этим. И знаете, какое бы плохое настроение у людей не было в тот момент, оно обязательно улучшалось!) И у меня оно тоже улучшалось, от того, что я доставил маленькую радость людям.
Спасибо За Прочтение! Подписывайтесь!