Расскажу я вам, друзья мои, сегодня легенду. Не все в нее верят, но от этого она не становится менее значимой. Корнями она уходит в дремучий XV век. А потом в качестве бонуса поведаю о зловонном деликатесе. Рассказчиком для вас сегодня буду я, сельдь атлантическая. Долго я ждала своей очереди, терпеливо вынашивая свою историю, и теперь расскажу вам ее медленно, как раскручивают нитку с катушки. Итак...
Средние века. Швеция воюет. Противник контролировал море, так что стало очень трудно ввозить товары. В первую очередь стали истощаться запасы соли. Основным блюдом, доступным всем, была консервированная селедка, и ее оставалось совсем немного. Пришлось экономить, и однажды случилось, что один предприимчивый бедняк не доложил в бочонок с рыбой соли. В итоге она начала жутко вонять. Конечно, самое место такому блюду в помойке, но не во время голода. В войну едят все, и селедку тоже стали пробовать есть. И с большим изумлением обнаружилось, что она совсем не напоминала тухлятину, и некоторым даже понравился её кисловатый вкус. Оказывается, рыба не протухла, а "всего лишь" прокисла. О новом "деликатесе" пошли бурные восторженные рассказы, и поскольку соль стоила очень дорого, то в Швеции бедняки принялись "заквашивать" селедку. Кушанье это получило название сюрстрёмминг.
Каким бы ни было появление на свет этого недоразумения, оно всегда отличалось ужасным кислым запахом. Конечно, нелегко об этом говорить, меня-то касается это напрямую! Во что меня превратили? В вонючку.. Один автор кулинарной книги написал, что любители называют её "деликатесом", но при этим вряд ли подадут его своим гостям.. Он ехидно добавил, что или хозяин будет пировать в одиночестве, или пригласит "безносых" гостей. Издевался вволю. Но прошло время, взгляды изменились, и теперь на сюрстрёмминг приглашают уважаемых гостей, ведь рыба стала популярной среди жителей всей страны!
Бывали курьёзы. Пригашенных иностранцев не предупредили о том, что может их ждать. Бедолаги испытали шок в двойном количестве. Первый -- когда открыли банку и распространился дивный запах. Задыхаясь от вони, гости думали, что это явно испорченный продукт и сейчас хозяин предложит что-либо другое. Тогда последовал второй шок: сам радушный хозяин и иже с ним начинают лопать вонючую рыбу с большим аппетитом! Были отчаянные иностранцы, полюбившие рыбу, но, справедливости ради стоит заметить, что их жалкая кучка...
Один знаменитый повар-путешественник, Кит Флойд, пробовал и коллекционировал "деликатесы" разных стран и народов. Ему довелось попробовать червей в Африке, китайских морских огурцов и вьетнамских кобр. Опыт у человека был изрядный. Когда он отведал сюрстрёмминг, он поделился своими впечатлениями. У него часто интересовались, что было самым отвратительным из того, что он пробовал. Пальму первенства взял сюрстрёмминг. Эту "неописуемую гадость" он ел в последний раз.
В 30-х годах шведы попытались привить любовь к своему блюду американцам. Товар со всей полагающейся пышность прибыл на таможню. Не менее торжественно таможенники открыли банку.. и началась паника. Запах был равносилен тому, как если бы провели газовую атаку. Ну и.. со всеми вытекающими последствиями.. Обидно, вообщем.
Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что у самих шведов нет единства. Это блюдо никого не оставляет равнодушным, его или превозносят, или ненавидят. Некий попробовавший так впечатлился, что написал: "по запаху сей деликатес очень напоминает свежие отходы в уборной". А известный ученый с мировым именем, напротив, восхвалял его и даже оставил после себя новые рецепты . Также производители попытались "облагородить" запах, но эти попытки не встретили понимания. Гурманы убежденно сказали, что без своей вони сюрстрёмминг - не тот.
Как же ее едят, болезную? Настоящие ценители лопают непосредственно из тары, руками и без ничего... Кое-то заедал кислой ягодой и попивал .. молоко... брррр... Но чаще всего в современном варианте рыбу подают так: кладут на хлебушек с маслицем, посыпают нарезанным лучком, кладут томаты и картошечку; запивать сию роскошь желательно восхитительным пивком или, еще лучше, водочкой. Под таким соусом зловонный деликатес нашел огромное количество сторонников, которые некогда его яростно ненавидели.
Если вы когда-нибудь решитесь попробовать эту рыбу, предупреждаю вас, что она продолжает закисать даже после того, зак её закатают в тару. Поэтому вскрывать банку, не соблюдая мер предосторожности, я вам не советую. Это может закончиться весьма неожиданным сюрпризом. В банке образуется сильное давление, и сок, выпущенный наконец-то на волю, устроит веселый фонтанчик и обрызгает все вокруг. Поэтому открывайте банку на улице, если не жалко соседей, или в бочке с водой.
Вот, собственно, и вся моя история. Плавала я гордо в атлантических просторах, горя не знала, а стала сюрстрёмминг, зловонным деликатесом. Такая судьбинушка постигает мало кого, согласитесь..