В 30-х годах 20 века два брата – Ричард и Морис Макдональды, запустили свою первую точку фастфуда. До этого Дик и Мак работали в киноиндустрии, что позволило им накопить капитал для открытия своего бизнеса.
Интересно, что братья сперва пытались заработать на кинотеатре. Но у них ничего не вышло.
Тогда Макдональды открыли маленькую домашнюю кафешку в Голливуде. Вначале заведению дали название «Поросячья стоянка». Выбора блюд не было – подавали лишь сэндвичи со свининой. Зато клиентам могли получать заказы, сидя в салоне своих авто.
В 1940 году Дик и Мак открыли кафе в Сан-Бернардино (Калифорния). «Поросячью стоянку» пришлось продать.
Макдональды проанализировали свой ресторан и поняли несколько вещей:
1. 87% дохода дают всего 3 позиции в меню: гамбургеры, картошка и кола. Было решено отказаться от производства пиццы, жаренных ребрышек и многого другого.
2. Официанты – лишнее в системе. Они медленно приносят заказы и много флиртуют с клиентами, чтобы получить чаевые.
3. Нужно использовать бумажную посуду. Это выгодно.
Дик и Мак организовали линию производства блюд, где каждый сотрудник быстро выполнял простые задачи.
В 1945 году оборот ресторана дошел до 200 тыс. долларов в год.
Макдональды пытались продавать франшизу, но ничего хорошего из этой идеи не вышло. Партнеры нарушали процессы приготовления блюд, хамили клиентам и не следили за чистотой.
Появление Рэя Крока
Без этого парня не было бы сейчас 37 тыс. ресторанов по всему миру, именно он смог прославить Макдоналдс на весь мир и усовершенствовать технологии.
На тот момент Рэю Кроку было 52 года и у него никак не получалось хорошо заработать.
Крок с подростковых лет пытался вести свой бизнес: продавал ноты, музыкальные инструменты, пластиковые стаканчики.
В зрелом возрасте Рэй запатентовал миксеры, которые могут готовить 5 коктейлей сразу. Изобретение заинтересовало лишь братьев Макдональдов, которые захотели купить 8 штук. Так и познакомились Рэй с Диком и Маком.
В 1954 году Крок попросил у Макдональдов право на заключение договоров франчайзинга. Условия были такими: новые партнеры единовременно платят 950 долларов и ежемесячно отдают 1,9% от прибыли Рэю. Крок передает Макдональдам 0,5%, себе оставляет, соответственно, 1,4%.
Рэй был прямо заинтересован в росте количества ресторанов. В 1959 году в Америке существовало 228 заведений компании.
В 1961 году Крок стал выдавливать Макдональдов из бизнеса. Дик и Мак согласились продать бренд на следующих условиях:
- 2,7 млн. долларов за фирменное наименование;
- Самый первый ресторан остался у братьев, но должен был называться по-другому.
Также 1% от доходов был обещан на честном слове, без договора, в итоге Рэй Крок обманул и не выплачивал его.
В конце 60-х годов Крок довел франшизу до совершенства. В 1967 году рестораны «Макдональдс» стали открывать за пределами США.
Рэя Крока не стало в 1984 году. К тому времени уже не было в живых Мориса Макдональда, а Ричард отошел от дел.
По данным на 2018 год, оборот «Макдональдс» - 21 млрд. долларов. Чистая прибыль – 5,9 млрд.
На сегодняшний день большая часть акций - в свободном обращении, а президентом и генеральном директором компании является Крис Кемпчински.
Всем, кто заинтересовался историей Макдоналдс, рекомендую посмотреть художественный фильм «Основатель» 2016 года выпуска, основанный на реальных событиях.
Еще по теме: