15 ноября 1839 года в Лёбенихте - районе Кёнигсберга, некогда одном из трех городов, образовавших столицу Восточной Пруссии, была выпущена первая партия пива со ставшей позже фирменной маркировкой JPS. Аббревиатура на фирменной вывеске пивоварни «Понарт» мало что говорит неспециалисту. Между тем, это – инициалы Йоганна Филиппа Шиффердекера (Johann Phillipp Schifferdecker), выходца из старинного рода немецких пивоваров.
В Кёнигсберге, где оказался юный отпрыск почтенного семейства, его дядя по матери с 1804 года трудился в торговом объединении «Кох и Рихтер». Вероятнее всего, молодой человек привез с собой фамильные секреты изготовления ячменного напитка по баварским рецептам и технологиям из других земель Германии. До этого кёнигсбержцы потребляли исключительно пиво, сваренное по более древнему способу верхового брожения на основе большого количества солода.
Щедрый дядюшка вскоре презентовал племяннику свое наследственное имение, где еще в 1815 году была построена пивоварня. И спустя 24 года кенигсбержцы радостно приветствовали новое пиво – унтергериге.
В 28 лет Йоганн Шиффердекер уже являлся владельцем самой доходной из городских пивоварен. Дела шли настолько успешно, что фирме пришлось взять в аренду дополнительные помещения близ замковой кирхи. А для собственных нужд рядом с пивоварней построили обширный «Гамбринус-халле».
Потом Йоганна осенило, что клиентуру можно еще более расширить за счет близлежащих сельских округов. 2 августа 1849 года в пригородном имении Понарт, которым тогда владели восемь зажиточных крестьян, фирма приобрела первые 240 моргенов земли, сторговав их у супругов Риеманн за 15 тысяч талеров. Для охлаждения строящихся погребов была разработана система из трех обширных прудов. Благодаря им, Понарт в короткое время стал излюбленным местом отдыха горожан. К 1860-му выпуск понартовского пива достиг 20 тысяч тонн в год.
Сыновья Йоганна Шиффердекера не захотели продолжить бизнес отца. Дело взял в свои руки родной брат пивовара - Эдуард. Развивая успех, он скооперировался с крупным кёнигсбергским купцом Йоганном Эдуардом Кемпке, а также рядом других негоциантов восточно-прусской столицы. Новообразованная компания «Коммандитгезельшафт Брауэрай Понарт Э. Шиффердекер и К*»унаследовала пивоварню общей стоимостью 280 тысяч талеров. Через три года годовой объем производства достиг 51 493 тонны пива. Сколотивший крупное состояние герр Шиффердекер смог с обоснованным чувством гордости вернуться на свою историческую родину.
Некоторое представление о том, какой толчок дало динамично развивающееся производство когда-то захудалой окраине Кёнигсберга, и о методах работы процветающей пивоварни могут дать следующие факты. Всего за два года – с 1864 по 1866 население предместья Понарт выросло с 311 до 2 000 человек. Почти все жители входили в корпоративный союз. Пастор, председатель общины и мастера расположенных поблизости железнодорожных мастерских каждую неделю бесплатно получали 1/8 тонны пива. А в 1871 году для рабочих пивоварни предприятием были построены два дома на 32 семьи.
В 1875-м Йоганн Шиффердекер вернулся в Кёнигсберг и занял должность в наблюдательном совете предприятия. Кстати, есть сведения, что знаменитый пивовар был масоном и входил в одну из местных лож – «К Мертвой голове и Фениксу». Опочил почтенный горожанин в 1887 году, дожив до 76 лет.
Следующим шагом по дороге преобразований стало появление акционерного общества «Пивоварни Шенбуш», которое построило новые производственные мощности на Аусфалльштрассе (начало современного Московского проспекта в Калининграде). С 1873 года некто Эмиль Ройтер начал варить новый сорт светлого пива в своем отделении, которое позже получило известность в качестве «Пивоварни Викбольд». Исключительно вкусное и дешевое пиво быстро вытеснило старые сорта.
Положения не смог изменить к худшему даже грандиозный пожар 15 июля 1885 года, причинивший изрядный ущерб зданиям и оборудованию пивоварни. При восстановлении предприятия из руин произвели существенные технические изменения и улучшения. Одновременно с модернизацией производства позаботились и о рекреационной инфраструктуре. По пруду Шванентайх вместе с лебедями поплыли прогулочные лодки, был обустроен пляж и возведена гостиница. Ежегодно, в день основания пивоварни в парке устраивались большие народные гулянья, а все работники фирмы получали премию в один талер.
Полувековой юбилей своего предприятия труженики встретили новым рекордом: годовая выработка пива достигла 90 тысяч тонн. Те акционеры, кто вложил свои деньги в «Пивоварни Понарт», не прогадали – при балансе производства 2, 7 миллиона марок размер дивидендов составил 25% годовых!
В самом конце столетия фирма обзавелась погребами, оснащенными по самому последнему слову техники того времени. И хотя встало это удовольствие почти в полмиллиона марок, но игра явно стоила свеч. В итоге к 1897-му объем выпуска пива взял высоту 143 тысячи тонн в год, а дивиденды акционеров подпрыгнули до 33 с третью процентов. «За исключительную добросовестность и умение работать», как говорилось в официальных реляциях, пивоварня неоднократно отмечалась самыми различными наградами и почестями.
Своеобразным символом «понартовского» успеха стало строительство в 1909 году в Южном парке нового пивного ресторана площадью 1146, 45 кв. м. по проекту дипломированного инженера Остеррота. Здание это сегодня известно «старым» калининградцам как ДК завода «Янтарь».
Приостановить победное шествие «Пивоварен Понарт» смогла только начавшаяся Первая мировая война. Упадок еще более усугубил очередной пожар 26 июня 1918 года. Последствия его оказались столь тяжелыми, что все удалось привести в норму только после того как произошло слияние предприятия с акционерным обществом Фердинанда Рюкфорта в Штеттине.
Оздоровление производства пришлось как нельзя кстати, когда 1 октября 1923 года в Германии, дабы обуздать послевоенную бешеную инфляцию, в обращение была введена «золотая марка». «Понарт» поспешил воспользоваться моментом и продал мастерскую по наполнению бутылок вручную, заменив ее автоматизированной линией розлива. Ежедневно с конвейера сходили до 200 тысяч и ежегодно продавалось до 33 миллионов бутылок (почти 100 тысяч гекалитров) пива.
Общемировой кризис миновал, и «Пивоварни Понарт» вновь стали наращивать свои мощности. При этом руководство фирмы не забывало о рядовых сотрудниках. Одновременно с новым комфортабельным торговым домом были построены спорткомплекс площадью 18 тысяч квадратных метров, народный тир и 60 дешевых квартир для рабочих. Кстати, в год 100-летия предприятия на нем было занято 500 человек. Оно считалось самым большим среди себе подобных в северо-западной части Германии и ведущим в пивоваренной промышленности Восточной Пруссии.
В 1939-м львиную долю выработки «Пивоварен Понарт» (9/10 от всего объема производства) составляло особое мартовское (в Германии и Австрии так называют пиво, полученное в результате низового брожения дрожжей ранней весной - до 23 апреля) 13-процентное пиво. Оно отличалось настолько высоким качеством и приятным вкусом, что спрос на него, по свидетельству современников, был просто колоссальный. Казалось, такое благоденствие не кончится никогда. Однако уже не за горами была Вторая Мировая война…