Занятие в двух частях рассчитано на детей от полутора до трех лет. Продолжительность — 30-40 минут. Задачи сменяются каждые 3-5 минут. Занятие предназначено для развития умственных, творческих и физических способностей ребенка. Его можно проводить дома, не требует специальных приспособлений.
Если отсутствует цветной принтер, заготовки можно схематично изобразить самим.
1. Начало занятия. Танцуем вместе с ребенком.
Берем малыша за руки, встаем в центр комнаты и начинаем водить хоровод под песню Е. Железновой "Вместе с нами", выполняя озвученные движения вместе с ребенком.
2. Минутка эстатики.
Показать малышу картину И. Т. Хруцкого "Цветы и фрукты". Обратить внимание малыша на особенности всех представленных плодов. Ягоды – сладкие, самые маленькие по размеру. Здесь изображен виноград. Фрукты (персики), покрупнее, но тоже сладкие. Овощи могут быть еще больше, они не сладкие, и из них можно приготовить обед. Но всё это – растения, и они очень полезны для человека, в них много витаминов. Рассказать, что художник заметил красоту этих плодов и решил ее запечатлеть на одной картине.
3. Сортировка
Перед ребенком положить три ёмкости. Разложить игрушечные или настоящие овощи, фрукты и ягоды. Попросить малыша рассортировать плоды в отдельные ёмкости.
4. Корзина с фруктами. Аппликация
Из маленьких кусочков цветной бумаги делаем аппликацию. Используем три оттенка красного (розового) для окрашивания клубники, черешни, яблока, зеленый для груши, фиолетовый и желтый для слив, коричневый – для корзины.
5. Отгадывание загадок.
Лежит на грядке
Зелёный да гладкий
(Огурец)
В домике одноэтажном
Созревает овощ важный.
За стеклом сидит синьор,
Толстый, красный –
(Помидор)
С виду жёлтый он и гладкий.
Привезён из южных стран
Для детишек сладкий, сладкий,
Вкусный, лакомый …
(Банан)
Длинный хвостик,
Внутри косточка,
Мякоть красноватая,
Часто кисловатая!
(Вишня)
6. Логика, большой-маленький.
На картинке изображены большие и маленькие фрукты. Попросите малыша раскрасить их (оба яблока красным, к примеру, а бананы – желтым). Далее надо соединить одинаковые фрукты. Назвать ласково маленькие фрукты.
7. Развитие дикции, речи.
"Отгадай и повтори".
Ор-ор-ор – сорвали красный … помидор.
Ец-ец-ец – съели вкусный … огурец.
Жан-жан-жан – лежит на грядке… баклажан.
Бус-бус-бус – мы разрезали … арбуз.
Теперь малышу надо размяться! Лучше, чтобы для этого была другая комната, не та, в которой проходила творческая часть занятия (к примеру, зал, если до этого вы были в детской).
8. Физическое развитие – учимся ловить мяч.
Мы попадаем в фруктовый сад, в котором Вы – «дерево». Взять в руки несколько фруктов, поднять их на небольшую высоту и попросить ребенка подставить ладошки, чтобы он «поймал» фрукт. Бросаем фрукты в ладошки малыша, учим его их ловить.
Затем можно поменяться ролями – ребенок может стать «деревом» (поднять ручки вверх, покачаться из стороны в стороны на ветру, покачать «веточками»-руками, пошевелить пальчиками-«листиками» и кидать фрукты). Собранный урожай складываем в корзинку.
9. "Я – семечко"
"Из чего вырастают овощи? Овощи вырастают из семян. Я превращу тебя в маленькое семечко овоща. Присядь на корточки. Тёплое солнышко пригрело семечко, дождик поливал. Семя росло, росло и стало растением (малыш медленно поднимаются). Медленно подними руки вверх, растение тянется к солнышку. Напряги руки, пальцы. Сильно солнышко припекло, растение завяло. Уронило голову, руки, опустило плечи и туловище. Опустись на пол. Вдруг полил дождик, ожило растение, потянулось к солнышку. На грядке вырос замечательный овощ!"
Возвращаемся в "рабочую" комнату.
Продолжение во 2 части.
Больше тематических занятий, связанных с природой, смотрите здесь: