Ханок - это традиционный тип корейского жилого дома. Сложно поверить, но традиционная корейская архитектура типа ханок оставалась относительно неизменной с периода Троецарствия (57 г. до н.э. - 668 г. н.э.) до конца правления династии Чосон (1392-1910 гг).
При постройке дома важно было учитывать рельеф местности и сезонные особенности. Считалось, что от места расположения здания зависит благосклонность сил природы. Было выведено правило, по которому наилучший вариант, когда фасад здания направлен на юг, с северной стороны возвышаются горы, а перед сооружением непременно должен был быть водный поток. Такое расположение называется пэсанимсу.
Опорные столбы и несущие конструкции для домов возводились из дерева, стены выкладывались из кирпичей, сделанных из спрессованной земли, смешанной с травой. Пол в жилых комнатах был деревянным с системой подогрева ондоль, в то время как в хозяйственных помещениях – каменным или земляным. Двери, окна и стены оклеивались корейской рисовой бумагой ханчжи. На пол также стелили ханчжи, которую предварительно пропитывали растительным маслом.
Дома на севере и юге страны отличались друг от друга. На юге строили простое, Г-образное здание с прямоугольным полом, кухней и ванной комнатой с каждой из сторон. Это был дом открытого типа, что позволяло ветру дуть во время жарких, влажных дней. В отличие от них дома на севере строились П-образной формы с внутренним двором в центре дома, чтобы защититься от ветра. В прибрежных районах с сильными ветрами, как на острове Чеджудо, жители возводили лесополосы и каменные стены, высотой с дом, с той же целью.
Дома ханок раньше делились на два типа: дома для высшего класса и дома для среднего и низшего классов.
Чогачип (дом с соломенной крышей) - дома для среднего и низшего классов. Структура дома чогачип довольно проста: спальня, терраса и кухня. Обычно крыша дома покрывалась соломой, а в отдельных регионах дубовой или сосновой корой. На острове Чеджудо, где постоянно дуют морские ветры, на крыши домов привязывались камни.
Кивачип (дом с черепичной крышей) - дома для высшего класса. Структура этих домов, построенных комфортно и красиво, отражает конфуцианскую идеологию: комнаты проживающих здесь людей расположены в зависимости от пола, возраста и социального положения.
Комната саранче служит местом сна и питания взрослых мужчин, комната анче рассчитана на женщин и детей (иногда используется и как супружеская спальня), хэнначе - комната для прислуги, садан - комната, в которой почитаются духи умерших предков, тэчон - широкая терраса, соединяющая комнаты. Примечательно, что анче располагается во внутренней части дома для предотвращения свободного выхода женщин на улицу.
Дети воспитывались в анче до семи лет, затем мальчики поселялись в мужской части дома саранче, а девочки оставались в анче.
Мужская половина (саранче) имела особое предназначение. В ней проживал глава дома. Приглашенные гости могли остаться на ночь. Обучение детей различному этикету и основным наукам проходило также на этой половине дома. Эпоха Чосон прославилась своим строгим разделением мужчин и женщин. Поэтому только на мужской половине дома могли собираться ученые мужи для своих дискуссий и других развлечений. Помещение это по закону «инь-ян» располагалось в восточной части.
Женской половине дома (анче) было отдано лучшее место - центральная солнечная часть. По законам «инь-ян», она располагалась на западной стороне. В нее входили кухни, хозяйственные помещения анбан и коннонбан, зала андэчон. В анче также встречали смерть и роды.
Считалось, что при строительстве дома, в первую очередь надо строить садан. Он являлся домашним алтарем. Его назначение - почитание и поминовение усопших предков. Расположение садан всегда было в задней части от зала андэчон женской половины дома или на возвышенности позади мужской половины. Алтарь предназначался для хранения поминальных табличек с именами родственников, ушедших в мир иной. По табличками, следили завершение трехлетнего срока поминовения. Некоторые отражали имена представителей четырех поколений.
Свои жизненные позиции, исходя из своей философии, корейцы любили выражать в беседке. Она называлась чончжа и размещалась с расчетом лучшего обзора всех четырех сторон света. Здесь они любили отдыхать и слушать в одиночку природу, богатую звуками журчащего ручейка и мелодией ветра, сменяющейся пением птиц.
Устройство кухни (пуок) располагалось на малой высоте, так как нанбан (отопление) проводилось под полом. Огромная печь хвадок выступала в роли конструкции отопления. Прямо на хвадок ставили огромный котел из чугуна (камасот) - символ кухонного помещения, из которого вся семья ела приготовленный рис. Имелись в кухне и другие отдельные помещения: для печи (путтумак), на которой готовилась еда, для кухонной утвари, приготовления закусок.
Место хранилища ферментированных соусов называлось чжандоктэ. Корейскую кухню нельзя представит без пасты твенчжан, соуса канчжан, без перца кочучжан и кимчи, являющимися ферментированными продуктами. Храниться продукты должны в прохладном, проветриваемом помещении. Еда с этими продуктами называется в Корее медленной. Хранятся эти продукты в чжандоктэ около кухни или колодца, обнесенного небольшой стеной тамчжан с отдельной дверью сэнмун.
Рассматривая природу, как часть своего домашнего сада, отрицая всяческие ее украшения, корейцы могли сидеть на деревянном полу и, созерцать обширные поля и высокие горы. Подобная философия называется «чагён чонсин». Поэтому для совместной работы и сбора всех жителей устраивалось место, называемое мадан - двор. Корейцы считали его совершенно пустым, но и заполненным пространством, исходя из своей философии.
Все постройки в ханоке являются отражением проживающих там членов семьи. Помещения, главные ворота, двери - все было построено в соответствии с параметрами тела проживающих в нем людей. Поэтому корейцы считают, что тело в ханоке познает покой и смиряется, душа сосредотачивается. Скелет дома состоит из стропил и балок. Крыша является головой всего дома, двери и окна - лицо. Выражение дома будет зависеть от формы окон и дверей и по ним можно определить характер дома.
Древние корейцы, говоря о высоком росте человека, использовали выражение «кучокчансин» (человек, рост которого достигает 9 чок), а применительно к малому росту использовалось выражение «очоктангу» (человек, рост которого составляет 5 чок). Чок, о котором идёт речь, равен 30,3 см. Таким образом, 9 чок соответствует мере длины в 270 см, а 5 чок – в 151, 5 см. При строительстве ханок за основу брался рост в 5 чок.
Комната (кан)
Говоря о масштабах ханок, частенько употребляют выражение «дом с 99 кан». Так называли дом, в котором жила очень богатая семья. Под словом кан подразумевается минимальное жилое пространство, ограниченное четырьмя столбами.
В соответствии с философией «инь-ян», домом для умершего человека считалась могила, дом инь – ымтэк, а дом живого человека назывался янтэк. Таким образом, в домах устраивалось нечётное количество комнат кан - 1, 3, 5, 7, 9 и т.д. При этом строители не стремились сделать комнаты как можно более просторными, они, в первую очередь, старались соблюсти принцип гармонии «инь-ян».
А вот счетное слово «чэ», которое используют для подсчёта жилых пространств, обозначает сооружение, обладающее несколькими помещениями, включая комнаты и зал с деревянным полом. Чэ - это своеобразная мера пространства, в которой комплексно соединены между собой несколько жилых конструкций.
Окно (чан)
Окно – это путь, по которому помещение проветривается, в него поступает дневной свет, а также средство наблюдения за внешним миром. Чаще всего окна имели прямоугольную форму, но также выполнялись в виде круга и полумесяца. По виду нанесённых на ставни узоров различали ставни ттисальмун, писсальмун и ккотсальмун. Чтобы пропускать больше света и воздуха, окна изготавливались из нескольких тончайших слоёв традиционной корейской бумаги. Бумага чанходжи, в отличии от современного стекла, не отделяла внутреннее пространство дома от внешнего мира и обеспечивала циркуляцию воздуха, пропуская также и определённое количество солнечных лучей.
При проектировании окна также брались во внимание параметры человеческого тела. Величина окна устраивалась соответственно росту человека и ширине его плеч. Низенькое окошко в тёплой части комнаты анбан устраивалось на такой высоте, чтобы можно было смотреть из него, сидя на полу, однако оно предусматривало, чтобы человека, лежащего в комнате, не было видно со двора.
Дверь (мун)
Двери служат входом в дом, а также одновременно и его защитой. Традиционно считалось, что через двери в дом попадают не только люди и предметы, но и вся энергия, как положительная, так и отрицательная. Поэтому с наступлением весны (в день ипчун) на ворота вывешивали надпись «ипчунтэгиль», означавшую приход счастья в дом вместе с весной. Кроме того, воротам даже давались особые имена, которые указывались на табличках над входом.
Среди внешних дверей, или ворот, различают большие двери тэмун, промежуточные двери чунмун, а также малые двери хёммун. Главные ворота тэмун всегда располагались со стороны фасада дома. Наиболее важными воротами, в строительстве которых соблюдались строгие стандарты, были высокие ворота сосыль тэмун. Они возвышались выше стен или крыши помещений для слуг хэннанче. Двери, ведущие из одной части дома в другую, называли промежуточными дверями чунмун. Дверь, ведущая в главный зал тэджон мару, называлась пунхаммун, а задняя дверь тэджон мару и дверь, ведущая на кухню, назывались панджанмун и обычно изготавливалась из толстых досок.
Узкая аллея (косат) и двор (ттыль)
В корейском изобразительном искусстве не принято полностью заполнять белый фон рисунка линиями или цветом. Особенностью картин было наличие большого количества свободных, ничем не заполненных промежутков, рассматривание которых давало пищу для размышлений. В жилище ханок, основной идеей которого было воплощение красоты природы и окружающего мира, также можно встретить свободные пространства. К ним относятся узкая аллея косат и двор ттыль.
Косат представляла собой открытое пространство перед входом в дом, а также промежуточное пространство между несколькими домами. Аллея выполнялась не просто в форме прямой линии, а в виде изогнутой линии мягких очертаний, напоминающей течение ручейка.
Двор ттыль - это пустое пространство, которое оставляли спереди или позади дома, а также с правой или с левой стороны. В этом свободном пространстве хозяин дома мог выращивать цветы или деревья или использовать эту территорию под огород.
Платформа (кидан)
Платфома кидан предназначена для защиты дома от влаги, собирающейся в результате дождя, а также от сырости. Её изготавливали из камней, гальки, кирпичей и черепицы. Иногда для изготовления платформы использовали только камни, а иногда черепицу и кирпичи, или камни и кирпичи. Платформа эта довольно высока. Обычно дома знати строились на гранитной платформе высотой в 3-4 чока (90-120 см). Кроме того, высота платформы зависела от социального положения его обитателей и знатности рода.
Фундамент (чжучуттоль)
Фундамент укладывали под столбы, чтобы предотвратить проникновение сырости от земли к столбам. Тяжесть столба через платформу уходила в фундамент. Столб обтёсывали в соответствии с естественной поверхностью углового фундаментального камня и прочно устанавливали на него, таким образом угловой камень и столб представляли собой единую конструкцию.
Различали два вида угловых камней чосок: мактоль - камень, взятый прямо из природы, необтёсанный и сохраняющий естественные формы, и тадымтоль - обработанный вариант мактоль, обрезанный и обтёсанный для использования под определённые нужды. В случае использования мактоль в качестве углового камня обычно поверхность основания колонны не совпадает по форме с поверхностью фундамента (таким образом, колонна не может быть надежно закреплена). По этой причине основание колонны обычно обтёсывали в соответствии с поверхностью углового камня фундамента. Эта работа требовала высокого уровня мастерства.
Крыша (чибун)
Каждая из деревянных конструкций, размещаемых на столбах кидун, выполняет свою конкретную функцию и одновременно вносит свой уникальный вклад в эстетический облик постройки.
Чома - это свес или скат крыши, образованный свисающими за пределы столбов стропилами. Широкий скат крыши летом становился защитой от солнечных лучей и дождя. Солнечные лучи не могли проникнуть под навес, и благодаря этому дом всегда оставался в тени. В отличии от двора, обильно залитого солнцем, в доме всегда было прохладно. Также, скат крыши обеспечивал хорошую циркуляцию потоков воздуха. Поэтому в ханоке даже в безветренный жаркий летний день всегда веет лёгкий ветерок.
Зимой, когда солнце не поднимается высоко, солнечный свет проникает глубоко под крышу, а солнечное тепло в сам дом. Попадая в дом, солнечное тепло аккумулируется с теплом от системы обогрева ондоль. Разогретый ондолем воздух поднимался наверх, но благодаря скату чома не мог выйти наружу.
Однако слишком крутой и глубокий скат крыши делал дом тёмным. Чтобы решить эту проблему, люди придумали выкладывать обильно освещаемый лучами солнца двор цементными блоками масато. Благодаря этому солнечный свет отражался от цементного покрытия и поступал в дом, отлично освещая его. Длинный навес мог показаться довольно тяжеловесным и визуально утяжелить дом, поэтому для придания большей лёгкости его выполняли в виде изогнутой, а не прямой линии.
Ярким доказательством красоты и изысканности ханок является его изогнутая крыша (чибун). Плавная изогнутая линия крыши будто повторяет линии гор, она несёт ощущение лёгкости и динамичности. Создаётся впечатление, что крыша только и ждёт того момента, когда на неё присядет отдохнуть утомившийся полётом журавль. Созерцание крыши, отражающей естественную красоту плавных линий природы, даёт наблюдателю ощущение необычайной внутренней умиротворённости.
В Корее существует несколько традиционных видов чибун.
Матпэ чибун - простейшая форма крыши, имеющая скат по обеим сторонам. Это простейшая двускатная, или щипцовая, крыша, не имеющая углового ската по краям дома. Два ската встречаются друг с другом на самом верху, образуя конёк. Этот вид крыши отличается простотой и лаконичностью формы.
Пальчжак чибун - восьмиугольная крыша, представляющая собой вариант двускатной крыши с треугольными пристройками по обоим бокам. Эта крыша представляет собой смешанную форму двускатной крыши матпэ с четырёхскатной учжингак. Это самая нарядная крыша, которая имеет конёк ёнмару, свесы нэриммару и плавно загнутые вверх углы чунё мару.
Учжингак чибун - крыша, имеющая скат по всем четырём сторонам дома.
Моим чибун - еще одна четырехскатная крыша. У этой крыши нет конька ёнмару или ровно опускающихся вниз скатов нэрим мару, зато есть скаты, плавно загнутые вверх - чунё мару, которые соединяются в одной точке в самом центре крыши. В месте стыковки скатов образуется ендова, желобок, по которому стекает дождевая вода. Обычно крышу такого типа устраивали на беседках или пагодах.
Холл (мару)
Большой холл с деревянным полом (мару) обычно устраивался между комнатами анбан и коннонбан, а также между саранбан и нумару, выполняя роль промежуточного помещения. Деревянный пол устраивали намного выше поверхности земли, делая его ровным для того, чтобы было удобнее сидеть и ходить по нему. Обычно большие мару устраивали в южных регионах с тёплым климатом из-за их хорошей проветриваемости.
Твинмару (веранда)
Веранды твинмару выполняли роль промежуточного пространства между внутренней и внешней частью здания. Обычно их устраивали около комнат, расположенных с переднего или заднего края здания. Они представляли собой пути, по которым можно было перемещаться между комнатами и залом тэджон мару.
Главный зал (тэджон мару)
Обычно этот зал размещали в центральной части дома. В женской половине дома он назывался андэчон, в мужской половине дома – сарандэчон. Андэчон размещался между комнатами анбан и коннонбан, выполняя роль своеобразного туннеля между этими помещениями. Сарандэчон представлял собой центральное промежуточное пространство между комнатами саранбан, коннонбан и балконом нумару.
Зал с сетчатым полом (умуль мару)
Пол в зале умуль мару выстлан особым способом: по горизонтали уложены короткие деревянные досочки, по вертикали – длинные. Таким образом, пол по своему виду напоминает сетку. Такой пол как нельзя лучше подходит Корее с её ярко выраженными четырьмя временами года и резкими перепадами температур и влажности.
Балкон (нумару)
Самое важное помещение в доме аристократов – это балкон нумару. К балкону не пристраивалась платформа кидан, обычно его размещали прямо на столбах как можно выше над землёй по типу чердака. Конструкция балкона предусматривала хорошую циркуляцию воздуха и защиту от сырости. Обычно его располагали рядом с крайней комнатой мужской половины дома. Летом балкон держали открытым так, чтобы можно было наслаждаться красотами окружающей природы. Зимой двери плотно закрывали, чтобы предотвратить проникновение холодного воздуха. Обычно пол нумару изготавливали по технологии сетчатого пола умуль мару.
Ограда (там)
Дверь в ограде там практически всегда была открыта. Её назначение скорее заключалось в том, чтобы пропускать гостей в дом, нежели отгородить и изолировать его от окружающего мира. Именно поэтому ограду не делали высокой или угрожающе массивной. Напротив она была довольно низкой, так что из дома можно было видеть пространство за оградой, а с улицы, приподнявшись на цыпочки, можно было очень хорошо рассмотреть дом. Таким образом, ограду возводили скорее для того, чтобы разделить внешнее пространство и внутренне пространство дома.
Ограды выполняли из земли, камней и черепицы, украшая изящными узорами, которые придавали им удивительно изысканный вид, способный вызвать творческое вдохновение спустя многие годы после возведения. В домах, где жили обычные люди, частенько вообще не было ограды или главных ворот, и крестьяне просто сажали по периметру дома кусты, которые впоследствии вырастали в живую изгородь, обозначая таким образом границу дома.
Разделительная стена (сэттам)
Стена-заслонка сэттам возводилась для того, чтобы отделить один дом от другого, либо чтобы разделить между собой различные постройки на территории одного большого дома. В эпоху Чосон, когда существовало строгое разделение между мужчинами и женщинами, особенно часто такую стену сооружали перед мужской половиной дома, чтобы избавить женщин от назойливых взглядов мужчин.
Цветочная стена (ккоттам)
На цветочных стенах ккоттам изображали сочные виноградные гроздья, цветочные узоры, иероглифы, означающие долголетие и счастье. Подобные изображения были призваны привлекать в дом процветание и благополучие. Сверху на стену укладывалась черепица, предназначенная для того, чтобы предотвратить проникновение грязи вместе с дождевой водой, а также добавляющая дополнительный эстетический эффект.
-------------
Фотографии взяты из открытых источников