А также почему это стало мемом и какие психологические механизмы лежат в основе этого феномена.
Прямо сейчас новая реальность меняет течение жизни многих людей. Пандемия коронавируса заставляет нас много думать о тщетности бытия, хрупкости здоровья и грядущем экономическом кризисе.
Из-за шумихи вокруг коронавируса мы каждый день принимаем множество решений, напрямую связанных с инстинктом самосохранения. Выходить на улицу или оставаться в самоизоляции? Пользоваться общественным транспортом или избегать его? Покупать продукты впрок или не поддаваться панике?
Правильного ответа, как нужно действовать, нет. Однако многие люди на всякий случай делают запасы еды. В частности, гречневой крупы. При этом они не всегда могут ответить на вопрос, почему покупают именно гречку. Давайте разбираться.
Стандартные причины
- Экономия. Стоит гречка недорого, а хватает надолго.
- Долгий срок хранения. Она спокойно пролежит в запаснике даже пару лет.
- Польза. Согласитесь, «гречневая крупа» звучит полезнее, чем «макароны» (даже из твёрдых сортов). Гречка очень питательна: её любят и спортсмены, и все желающие похудеть.
- Простота и вариативность в приготовлении. В зависимости от того, какое блюдо вы решить приготовить, гречка будет менять свои вкусовые качества.
- Традиция и национальная идея. Гречка – излюбленный продукт славянских народов. Многим россиянам с детства знаком вкус гречи. Кстати, Россия – лидер по производству гречневой крупы в мире.
Несмотря на очевидные преимущества по сравнению со многими продуктами, гречка не единственная в своём роде. На полках магазинов также стоят различные виды риса, булгура, кус-куса, полбы. Тогда почему всё-таки греча?
На самом деле важную роль в желании купить гречку играет ваша психика.
Во-первых, вокруг только и разговоров, что о гречке. В СМИ постоянно появляются новости о пустых полках, в интернете распространяется огромное количество шуток про гречку как новое золото. Причём их авторы наверняка уже пополнили собственные запасы крупы.
Во-вторых, в истории нашей страны экономический кризис много раз сопровождался и продовольственным кризисом. Коллективная память заставляет инстинкт самосохранения работать ещё интенсивнее.
И, наконец, самое интересное! В стрессовых условиях (например, распространения коронавирусной инфекции) в людях безусловно просыпается инстинкт самосохранения, который подсказывает вашему мозгу: «Пора что-то предпринять». Вы в потенциальной опасности, и вынуждены реагировать на сложившиеся обстоятельства как можно быстрее. Что вы будете делать?
Вы будете делать, как все! Неприятно признавать, но мы всегда смотрим и ориентируемся на других людей, а когда не знаем, как поступить, делаем то же, что и все.
В момент тревоги и страха принимать быстрое решение самому неразумно. Ваш мозг говорит вам: лучше посмотреть, что делают другие, и сделать так же. Ведь если вы ещё не видите опасность, но все люди почему-то бегут в одном направлении, вы наверняка побежите вместе с ними (на всякий случай).
Это эволюционной принцип. Социальное доказательство и групповое подкрепление – мощнейшие факторы принятия решений для психики человека. Сделать как все – подсознательно кажется нам безопаснее. Особенно в стрессовых ситуациях, где вам вряд ли захочется заплатить за риск неоправданно высокую цену.
Так покупать гречку или не покупать?
Покупайте, что хотите! Но покупать именно гречку вовсе не обязательно. И постарайтесь не паниковать.
В больших супермаркетах, кстати, сейчас постоянно транслируются объявления примерно такого содержания: «У наших поставщиков внушительное количество товара на складах, и даже если вы не смогли купить какой-то продукт сегодня, он обязательно вернётся на полки магазина в течение нескольких дней».
Кстати, по личному опыту, пустые полки с крупами встречаются в наиболее крупных магазинах, в то время как в небольших магазинах рядом с домом гречка остаётся нетронутой ;)
Также хочу поделиться с вами роликом, где журналист Russia Today Антон Красовский жёстко критикует желание людей запастись продуктами. Особенный акцент автор ролика делает на том, что с полок уходят самые дешёвые продукты. Конечно, это тоже объяснимо. Жаль, что сам журналист не провёл никакой исследовательской работы, чтобы понять механизмы такого поведения людей: из-за этого его язвительность выглядит особенно грубой и глупой.
А вы что думаете? На всякий случай купили пару пакетов гречки?