В мире ежегодно съедается около сотни миллиардов порций лапши быстрого приготовления. Большая часть порций приходится на азиатские страны, при этом в топ-20 по потреблению стабильно находится и Россия — у нас лапшу едят чаще, чем в других европейских странах. В 2000 году японцы назвали быстрозавариваемую лапшу самым важным продуктом, созданным в их стране, — при том, что именно в Японии придумали, например, караоке, аудиоплееры и компакт-диски.
Лапша быстрого приготовления в XXI веке — это интернациональное блюдо студентов, офисных работников и вахтовиков, одиноких молодых людей. Коробки и чашки с лапшой уже по традиции берут собой в поезда путешественники в разных странах.
Создателем лапши быстрого приготовления считается Момофуку Андо — японский изобретатель тайваньского происхождения, основатель компании Nissin. Идея создания быстрозавариваемой лапши пришла к Андо в августе 1945, после окончания Второй Мировой. Предприниматель наблюдал за жителями разрушенного войной города Осаки, которые выстроились в огромные очереди за миской рамена — популярного в Японии традиционного блюда.
Андо поразило, через какие трудности готовы пройти люди во время кризиса, чтобы получить миску с лапшой, и он решил, что однажды придумает способ быстро и дешево накормить тысячи голодных людей.
От этого решения до появления рецепта лапши быстрого приготовления прошло 13 лет — за эти годы Момофуку Андо потерял бизнес по производству одежды и отсидел два года в тюрьме за уклонение от налогов. После тюрьмы Андо решил наконец реализовать свою идею по созданию быстрой и дешевой лапши и занялся разработкой рецепта.
Перед Андо стояла сложная задача — нужно было высушить готовую лапшу так, чтобы ее потом можно было долго хранить и быстро готовить. Решение появилось лишь спустя месяцы проб и ошибок: предприниматель наблюдал за тем, как его жена готовит темпуру (японский способ обжарки овощей и мяса в кляре) и понял, что лапшу можно быстро обжарить в масле, затем высушить и упаковать.
«Быстрая лапша» Андо, которую можно было приготовить за две минуты, моментально стала востребованной. В первые годы необычная новинка была — вопреки задумке создателя — особенно популярна среди богатых японцев, но скоро к поеданию лапши подключились все слои населения — благодаря простоте приготовления и любви к традиционному рамену среди японцев.
Второй этап становления блюда произошел в 1971 году, когда Андо решил продавать лапшу в пенопластовых чашках, которые выступала и в роли упаковки для хранения, и в роли посуды. Теперь после приготовления лапши даже не надо было мыть миску. Cup Noodles стали революцией в сфере питания и вышли на международный рынок.
В конце XX века лапша быстрого приготовления прочно обосновалась на полках всех продуктовых магазинов большинства стран мира. Главным источником роста индустрии стали развивающиеся страны: дешевая, простая в приготовлении, хранении и транспортировке еда идеально подходила для рабочих, которым часто приходилось жить в бытовках и маленьких квартирах без удобной кухни. Еще лапша вошла в рацион студентов, многим из которых приходилось питаться в условиях ограниченного бюджета.
Последние десять лет в мире, как мы уже говорили, ежегодно съедают около 100 миллиардов упаковок лапши быстрого приготовления. Большая часть рынка поделена между компаниями японского, корейского и китайского происхождения, но в некоторых странах пользуются успехом локальные бренды.
В России популярной стала не японская, а корейская лапша быстрого приготовления — мы говорим о легендарном дошираке, который стал в нашей стране именем нарицательным для всех видов лапши в стакане. «Доширак» не был первым брендом лапши, который пришел на наш рынок, но благодаря успешным рекламным кампаниям (хотя не обошлось и без ошибок — в качестве примера можно вспомнить вариант нейминга «Досирак») корейский продукт смог завоевать значительную часть рынка.
Всемирная популярность instant noodles не могла не отразиться в массовой культуре — особенно японской. Чашка с лапшой стала атрибутом творческих личностей и отаку. А узнаваемая упаковка Cup Noodles регулярно появляется в аниме и видеоиграх.
Отдельного упоминания заслуживает японская реклама быстрого рамена: ее создатели стараются переплюнуть друг друга в креативности, не боясь скатиться в откровенный абсурд.
Часто для рекламы лапши приглашают знаменитостей, используют известных вымышленных персонажей.
Еще один хит интернета — видео, где лапшу применяют в качестве универсального строительного материала.
Наконец, в Японии есть музей, посвященный лапше быстрого приготовления, где фанаты этого блюда могут увидеть огромное количество упаковок разных годов, а также приготовить и попробовать собственный рамен.