Kilikanoon — звучное название для шотландской вискикурни. Перед глазами сразу вырастают перегонные кубы, похожие на луковиц-переростков, а носу мерещатся копчёно-торфяные тона… Главное вовремя остановить ассоциативный поток, потому что на самом деле Kilikanoon — австралийская винодельня.
Фруктовый сад, кельты и «Поющие в терновнике»
Откуда же взялось кельтское название? Пару веков назад прежние владельцы хозяйства перебрались в Южную Австралию из Великобритании. Они поселилась «в доме, который построил Джек*» (он же Джон Треджиа, глава семейства). Новосёлы засадили окрестности фруктовыми садами и зажили жизнью австралийских фермеров.
Вспомните роман (или фильм) «Поющие в терновнике» — и у вас сложится довольно объёмное представление о быте семьи Треджиа.
В середине XIX века, пока обитатели Kilikanoon безмятежно собирали фрукты и стригли овец, самые бойкие австралийцы уже поставляли свои первые вина на историческую родину семьи Треджиа. Со временем место фруктовых деревьев заняли виноградные лозы, хотя первые из них появились здесь ещё в 1860-х — на заре австралийского виноделия.
Эти старожилы здравствуют по сей день, считаясь одними из старейших лоз в стране. Именно они до сих пор дают урожай для вина Attunga 1865 Shiraz. Ягоды собираются вручную, как и полтора века назад. Молодой французский дуб отвечает за копчёные ароматы, которые обрамляются тонами фенхеля, смолы, шоколада и битума. Вино может ждать своего часа ещё хоть 17 лет — лишь бы под рукой оказался австралийский стейк рибай на кости.
Но продолжим наш экскурс в историю. Фермерский дом-ветеран, который построил Джек, превратился в погреб с дегустационным залом. Сегодня о наследии Соединённого Королевства напоминает только корнское (кельтско-бриттское) название Kilikanoon. Кстати, оно переводится как «ореховая роща на холме» — ведь помимо лоз в Клэр Велли растут деревья грецкого ореха.
Винодельня года. Раз, да ещё раз, да ещё много-много раз
Итак, более двадцати лет назад винодел Кевин Митчелл за тенями фруктовых деревьев разглядел недюжинный винодельческий потенциал участка, к которому со временем присоединились и другие территории. И раз у нас есть сегодня повод поговорить о его винах — значит, он не ошибся.
Думаем, что не ошиблись и судьи на мировых конкурсах, которые не раз присуждали Kilikanoon призовые места. В конце концов, было бы непростительно ошибиться шесть раз за девять лет: именно столько наград «Australian Winery of the Year» («Австралийская винодельня года») производитель получил на различных международных конкурсах.
Вина из сорта шираз наиболее обласканы публикой. Год назад Attunga 1865 Shiraz 2014 получил заслуженное звание «Best Wine of Show» («Лучшее вино фестиваля») на Decanter World Wine Awards в Лондоне. Его ровесник Oracle Shiraz 2014 пошёл дальше и был признан «Best Shiraz in the World» («Лучшим ширазом в мире») на конкурсе International Wine & Spirits Challenge в 2018 году.
На прошлогоднем соревновании Mundus Vini Grand International Wine Awards вина производителя получили 12 золотых и 4 серебряных медали. Вот лишь некоторые из них:
— Mort’s Reserve Riesling 2016 — «Best of Show – Australian White» («Лучшее австралийское белое на фестивале»)
— Blocks Road Cabernet Sauvignon 2016
— Duke Reserve Grenache 2014
— Baudinet Blend GSM 2016
— Baudinet Mataro 2015
Список наград на этом не заканчивается, а только начинается. Но, дабы не докучать читателю перечислением регалий, перейдём к самому вкусному — рассказе о терруаре и сортах.
Климат, почвы и сорт-кенгуру
Виноградники компании находятся в Долине Клэр (Южная Австралия). В знойные дневные часы регион напоминает Долину Баросса, а прохладной ночью его не отличить от Аделаиды. До них здесь рукой подать, особенно по российским меркам — всего полтора часа езды на машине.
Ощутимая разница между дневными и ночными температурами — золотая максима лучших винодельческих регионов мира. Благодаря ней ягоды набирают нужное количество сахара днём и отдыхают от жары ночью.
Почва состоит из древних осадочных пород: известняка, песчаника, алевролита, сланца, кварца и брекчии. Миллионы лет геодезических изменений — и вуаля, идеальный микроклимат для виноградника готов! Кевину Митчеллу и его отцу Морту осталось «всего лишь» купить несколько участков, возделать их, построить винодельню, высадить подходящие сорта и создать лучший в Австралии шираз… Об остальном заботится природа.
К слову о ширазе. Это национальный символ страны (можно сказать, сорт-кенгуру). Если вы не пробовали австралийский шираз — значит, вероятно, вообще не пробовали австралийское вино.
Одно из главных правил Kilikanoon — ограничение урожайности. Здесь не принято жертвовать качеством ради количества.
Семья Митчел культивирует и другие красные: матаро и гренаш (так и рождается GSM — традиционный трёхсортовой южноронский бленд). Помимо этого, Кевин и Морт, не мудрствуя лукаво, высадили беспроигрышный каберне совиньон. Из белых привечают в первую очередь рислинг, но есть и отдельные образцы из пино гри, семильона и даже неожиданно крепленый вионье.
Остаётся добавить только одно: лучше один раз попробовать, чем семь раз прочитать. Приятной дегустации! И не забывайте делиться с друзьями статьей в соцсетях =)
*Английское имя «Джек» — уменьшительно-ласкательное от имени «Джон»