Легенды индейцев Кечуа повествуют, что очень давно, в незапамятные времена светлокожий и синеглазый бог Paia Sharume путешествовал со слугами через джунгли в один из божественных городов. Дорога была очень тяжелой, путешествие затянулось и запасы еды иссякли. И когда силы были на исходе, путешественники вышли на небольшую поляну, где увидели скромное жилище и такое же скромное хозяйство.
Их встретил глубокий старик и его неземной красоты дочь, которые и не ведая кто перед ними, накормили путников, отдав им все свои запасы еды и зарезав единственную курицу, которая у них была. Наутро Paia Sharume, отдохнувший и набравшийся сил, спросил старика:
— Старик! Почему ты живешь со своей дочерью так далеко от людей?
— Я не хочу, чтобы люди видели красоту моей дочери, — отвечал старик, — Ее красоту могут осквернить люди, а она принадлежит богам!
Paia Sharume решил их отблагодарить за гостеприимство и, открывшись, кто он, сказал:
— Ты прав старик! Ее красота действительно божественна! Но люди должны знать о ней! Поэтому я превращу ее в растение, которое будет помогать людям, как это сделал ты и со временем о КА-А узнает и оценит весь мир!
А реальная история обретения напитка Мате европейскими колонистами полна фактов и логики, описанная во многих источниках:
Испанцы пришли на землю Гуарани, названную Парагвай (на языке гуарани Парагвай — левый берег реки Парана), в начале 16-го века. Впервые культура индейцев была описана Ruiz Díaz de Guzmán (Руизом Диасом де Гузманом), в хрониках первых конкистадоров в 1612 году, со слов командира отряда Hernando Arias de Saavedra (Эрнандо Ариаса де Сааведра), первым открывшем эти земли и отметившего использование листьев Йерба Мате в 1592 году.
В хрониках конкистадоров отмечалось, что «… индейцы выходили на встречу передовым отрядам конкисты, не опасаясь чужеземцев, с интересом разглядывали лошадей и амуницию, будто ожидали их прихода….».
Монахи-иезуиты изначально отказались от порабощения индейцев, а стали строить Редукции от Перу до южных границ современной Бразилии, с целю обращения индейцев в христианство, обучения их земледелию и скотоводству. Индейцам очень нравилось музыкальное сопровождение месс, проводимых монахами, проявили себя как искусные мастера по работе с камнем и в целом воспринимали происходящее с интересом. А монахи в свою очередь, вели записи о культуре и языке индейцев Гуарани, что позволило сохранить язык. Одним из открытий стало растение Ilex Paraguariensis, Йерба Мате. Сами индейцы жевали листья или процеживали свозь зубы настой из размоченных в воде листьев. От чего зубы у них были черными, и со временем монахи изобрели трубочку — Bombilla, для более эстетичного питья настоя из листьев. Они назвали ее «ПАРАГВАЙСКОЙ ТРАВОЙ» или «ПАРАГВАЙСКИЙ ЧАЙ», тогда еще не зная, что это листья дерева Падуб, которое растет в диких лесах.
Поначалу считалось, что Мате это «…дьявольский напиток» и делались попытки отучить индейцев от этой привычки, запретив его, вплоть до отлучения от церкви. Причиной служило то, что напиток Мате обладает диуретическим свойством и во время месс индейцы часто выбегали из храмов по нужде, тем самым нарушая течение проповеди.
Позднее испанцы одобрили привычку пить Мате и даже считали важным ее использование для решения проблемы пьянства в резервациях, они же заставляли собирать и измельчать листья Мате вместе с тонкими веточками. Со временем они обратили внимание на способность Мате быстро справляться с цингой, болезнью вновь прибывших на новую землю колонистов, которая настигала их в длительном путешествии через океан, поражая людей, не имевших возможности разнообразить питание.
И через некоторое время Йерба Мате становится одним из главных источников дохода для иезуитов, которые приобрели право на торговлю этим товаром в 1645 году. Иезуиты поначалу использовали для сбора труд индейцев, которых обязывали собирать Йерба Мате в сельве. И именно иезуиты стали сушить листья Йерба Мате для консервации, чтобы можно было отправлять сырье на продажу. Индейцам в этом не было необходимости, растение вечнозеленое и они по необходимости обрывали листья, тогда как при увеличении спроса, иезуиты искали способ увеличения объемов сбора листьев.
В 1670 году Йерба Мате уже специально выращивали, но оно не было таким стойким, как растение, росшее в природе. Нужно было много лет опытов, чтобы вырастить растения такого качества и в таком же количестве, которое было необходимо. Иезуиты акклиматизировали растение в окрестностях резерваций в районе поселения Сан Игнасио, на севере провинции Миссионес неподалеку от водопадов «Катаратас дель Игуасу».
Согласно легенде индейцев гуарани, издревле населявших эти земли, водопады появились по воле лесного божества. Индейский воин Кароба похитил молодую красавицу Наипур, которая очень понравилась богу, и уплыл с ней вниз по реке. Разгневанный бог леса обрушил реку и перед беглецами образовался огромный котлован, в который они упали. Наипур превратилась в огромный камень у подножья водопада, а Кароба стал деревом на берегу – теперь он вечно смотрит на свою возлюбленную.
C появлением первых плантаций опасные экспедиции в «Зеленый рай» ( Маракайу) закончились. Йерба Мате росла уже практически во всех поселениях. Нужно было тщательно обрабатывать землю, постоянно следить за процессом роста и за орошением. Все это требовало много рабочих рук и времени, но оправдало затраченные усилия и привело к тому, что Миссионес и Корьентес (в меньшей степени) стали снабжать Йербой всю страну, принося иезуитскому ордену отличный доход. Именно иезуиты способствовали распространению этого обычая среди поселенцев во всем вице-королевстве RIO DE LA PLATA (Рио де ла Плата). Он был известен как «Чай иезуитов» или «Йербао» (Травяной настой), «Оро верде» (Зеленое золото).
«Они сажают свои садовые деревья и платят Католической церкви законную дань, как это делали из года в год в Королевскую казну Буэнос Айреса» (Хосе Санчес Лабрадор, Парагвай, 1771 г.).
Сведения о каком-то ином использовании растения очень скудны. Так как ствол дерева Йерба Мате достаточно мягкий для использования в строительстве, его обычно использовали как дрова, а начиная с 19–го века работники делали из ствола дерева сосуды для питья Мате, обрамляя его железом. Но такие сосуды не были долговечными. О другом редком использовании растения Йерба Мате известно из книги Х.С. Лабрадора «Природа Парагвая». Вот что он пишет: «… для получения черных чернил для письма, делается отвар из веток и листьев Йерба Мате, после очищают отвар от ненужной листвы, доводят до кипения до тех пор, пока он не приобретет определенную консистенцию и через некоторое время оставляют до образования однородной массы. Затем берут эту массу, делят на части и после высыхания получаются готовые чернила.Чтобы избежать появления ржавчины в чернильнице, засыпают немного соли, чернила и перемешивают с водой. Если взять этот отвар, очищенный от листвы, можно использовать при окрашивании в черный или темно-коричневый цвета ткань или нитки…». В отдаленных поселениях провинции Миссионес по сей день, при окрашивании калабасов, используют краску, полученную вышеописанным образом.
К середине 18-го века привычка пить Мате проникает во все социальные слои общества, создавая для каждого из них свои обычаи. Немецкий ученый иезуит Флориан Пукке говорит, что у некоторых испанцев была привычка не пить первый глоток, «а отдавать его своим рабам, потом пили хозяева. Причина состоит в том, что очень часто там были пыль и песок. Без сомнения, рабы были очень этому рады…».
Когда Мате начинают пить в аристократических домах Буэнос Айреса, появляются первые атрибуты – чайники ПАВА (испанского образца, с длинным носиком, для удобного наливания в узкое горлышко калабаса), сосуды для хранения Йерба Мате (Йербера) и другие аксессуары.
В 1769 г. испанский король Карлос III издает Королевский Указ приказывающий распустить иезуитский орден. Монахи медленно покидают свои земли, оставляя деревни, которые построили. На время выращивание Йерба Mате прекращается и снова индейцы собирают листья растения в сельве, где оно растет само по себе. Со временем оставленные иезуитами плантации стали частными владениями, но в основном растения на них уже акклиматизировались, способы сбора и изготовления были известны. Продажа Йерба Мате вновь становится прибыльным делом. Соседние государства пытались присоединить богатые земли провинции Миссионес, но им не удалось этого сделать. В одном из локальных конфликтов, когда угроза захвата была очень сильна, маленький отряд под предводительством Андреса Гуакурари, по прозвищу «Андресито», так самоотверженно бился за свою землю, что неприятель бежал в страхе и никто после не предпринимал попытки завоевания провинции. Именем этого героя был названо поселение, рядом с которым сегодня находится плантация Йерба Мате, находящаяся на территории Национального парка «Пуэрто Игуасу», неподалеку от водопадов.
Культивированные растения, родоначальники современных плантаций, появились во второй половине 19-го века, как результат многих лет опытов и изучений французского ботаника Эмме Гойота, известного как Бонплан. В 1822 году его коллега, французский натуралист Август де Сент Илер подробно описал это растение во время исследования обширных зарослей Ilex Paraguariensis в бассейне реки Параны, дав ему свое имя St. Hileur. Так появилось международное обозначение растения Paraguayan Tea Maté (в английском и французском языке Mate с ударением на А имеет иное значение, поэтому ставили ударение над Е, но при переводах на русский оставляли ударение, поэтому писали Парагвайский чай матЭ, что неправильно и среди недалеких торговцев стало Чай МатЭ — ну чай, значит чай)
Француз Эмме Бонплан около 1800 года начал свои первые научные исследования этого растения, изучая его полезные свойства и культивацию много лет. В 1821 году он получил разрешение на исследование плантаций в Парагвае, но через некоторое время, правительство Парагвая из опасений потерять монополию на производство Йерба Мате, заключило Бонплана в тюрьму. На свободе он оказался благодаря своему другу натуралисту Александру Гумбольдту и вмешательству Французского правительства только в 1829 году. И Бонплан вновь продолжил свои исследования в других районах Латинской Америки. В конце концов он остановился в провинции Мисcионес, как наиболее подходящей для того, чтобы начать выращивать это растение на старинной земле иезуитов около поселения Сан Игнасио. Плантации Йерба Мате быстро разрастались, что послужило толчком к созданию новых поселений, а в течение колониального периода правительство Виррей Себальоса, использовала Мате вместо денег. Так горстка Йерба Мате стала платой за один рабочий день. Условной единицей считалось то количество Йерба Мате, которое мог удержать в руке работник, занятый на плантации.
В Европе о Йерба Мате узнали в конце 17-го века. Мате пьют при королевских дворах, он очень дорог и овеян таинственностью. Католические священники используют его в качестве стимулятора при долгих обрядах и молитвах. Первые образцы этого растения привез на европейский континент в 1764 году из своей экспедиции Луи де Бугенвиль.
Известен любопытный факт, что по приказу прусского короля Вильгельма I, наслышанного о славных подвигах, бывшей в то время очень сильной, парагвайской армии, немецким солдатам каждый день давали пить Мате, чтобы поднять их боевой дух. В 1864 году, президент Парагвая Франсиско Солано Лопес преподнес в качестве дара королю Вильгельму I огромное по тем временам количество Йерба Мате, целых 4000 килограмм.
В начале 20-го века богатые аргентинцы много путешествовали по Европе, привозя с собой Мате и даже свою говядину предполагая, что в Европе люди голодают и в этих поезках они не найдут того, что так для них привычно.
К началу 20-го века уже начали появляться результаты первых исследований полезных свойств Йерба Мате, которые научно аргументировали исключительные особенности этого растения, а в Аргентине, в провинции Миссионес появились первые плантации Йерба Мате и началось культивирование растениея в промышленных объемах, так как способ выращивания стал уже общедоступным.
Во время Второй Мировой войны и последующие года о Йерба Мате никто не вспоминал, вплоть до 70–х годов, когда возник интерес к здоровому образу жизни. Многие ученые изучали свойства Йерба Мате. В Советском Союзе велись переговоры по закупке большой партии Йерба Мате для использования в клиниках 4-го управления Министерства Здравоохранения СССР. В Грузии, рядом с чайными плантациями были высажены деревья Йерба Мате, но это не принесло ощутимых результатов. Урожай был скудным и обедненным по полезным свойствам. По ряду причин, в то время Йерба Мате так и не появился в СССР.
Существует факт того, что в конце 60-х и в начале 70-х годов в университетах страны училось много студентов из Аргентины, тогда же немногие советские студенты соприкоснулись с культурой Йерба Мате. В СССР также существовала немногочисленная диаспора аргентинцев, которая регулярно устраивала встречи, где неизменно присутствовал Мате.
Из чего производят и что представляет собой порошок матэ (мате).
Ну, как уже было упомянуто ранее, экстракт порошка Мате – это протёртый 100 % порошок отлично сохраняющий все свойства и качества листьев Падуба Парагвайского , ну а самое ценное – это, конечно, выраженный цвет и отсутствие текстуры вместе с посторонними запахами, при этом появляется слабо уловимая дополнительная нота.
Экстракт получают из порошка Матэ (Мате) с помощью уникальной низкотемпературной технологии, позволяющей сохранить витамины, микроэлементы и другие биологически активные вещества. В процессе экстракции сырье проходит несколько ступеней бережной обработки: измельчение, экстракция, обеспложивание, удаление влаги, сушка. Внешне экстракт представляет собой мелкодисперсный сильно гигроскопичный порошок темно-зеленого цвета. Растворим в воде.
Эффект и полезные свойства порошка Матэ (Мате).
Парагвайский чай прекрасно бодрит и восстанавливает силы, придает энергии и, кроме того, в отличии от кофе, мате не вызывает привыкания. Мате спасает от стрессов, улучшает пищеварение, помогает похудеть, укрепляет иммунитет, замедляет старение, предупреждает сердечные заболевания.
Как правильно заваривать и пить мате.
Качественный мате состоит только из стеблей, листьев и некоторого количества пыли — ее наличие говорит о том, что чай просушен правильно. Иногда в него добавляют травы, цедру или сушеные фрукты, но никаких искусственных ароматизаторов в чае быть не должно.
Традиционно напиток заваривают в специальном сосуде — калебасе и пьют через трубочку бомбилью. Но можно приготовить полезный напиток и в обычном чайнике — керамическом или стеклянном. Воду нагревают до 75-80 °C. Калебасу на треть заполняют сухим чаем, встряхивают, закрыв отверстие ладонью, и слегка смачивают заварку водой. Затем вставляют в сосуд трубочку и заливают его почти доверху. Спустя 1-2 минуты чай готов к употреблению. Одну заварку можно использовать целых 7-8 раз.