Одна из наиболее популярных смазок, появившихся еще в СССР, ЦИАТИМ 221 до сих пор востребована и широко используется на отечественных предприятиях.
Эта легендарная пластичная смазка была разработана для обслуживания авиационной техники. Однако в действительности область ее применения оказалась значительно шире.
Посмотрим, что из себя представляет данный смазочный материал.
Как выглядит и из чего состоит ЦИАТИМ 221
ЦИАТИМ 221 имеет вазелинообразную консистенцию грязно-желтого или светло-коричневого цвета. Поверхность смазки гладкая и блестящая. Этот материал производится по ГОСТ 9433-80 на основе силиконового базового масла, загущенного кальциевым комплексом.
Какие плюсы и минусы у ЦИАТИМ 221?
Основные достоинства:
- Работает при очень низких (от ‑60 °C) и высоких (до +150 °С) температурах. Это главный плюс и основная "фишка" смазки
- Если смазка расплавилась под действием высоких температур, то при последующем охлаждении ее исходные свойства полностью восстанавливаются
- Сохраняет рабочие характеристики под действием кислорода и высоких температур
- Удерживается в высокоскоростных подшипниках
- Может использоваться для смазки пластмассовых и резиновых деталей
- С учетом малой испаряемости может применяться в вакууме
- Не раздражает слизистые оболочки и кожу человека
- Не растворяется в воде (способна работать даже в кипящей воде)
Теперь пройдемся по недостаткам ЦИАТИМ 221:
- Не выдерживает высокие нагрузки
- Имеет низкие противоизносные показатели
- Плохо работает в паре трения "металл-металл"
- Впитывает влагу из воздуха, за счет чего ухудшаются рабочие характеристики смазки
Применение ЦИАТИМ 221
Пластичная смазка ЦИАТИМ 221 используется в таких узлах и механизмах, как:
- Агрегатные подшипники летательных аппаратов
- Подшипники электрооборудования с частотой вращения до 10 тыс. об./мин.
- Ненагруженные узлы оборудования, работающего на морозе
- Высокоскоростные системы управления и измерительные приборы
- Узлы трения с металлическими резиновыми деталями (пары трения "металл-резина")
- Узлы трения, которые работают в вакууме
Чем можно заменить ЦИАТИМ 221?
- Пластичная смазка EFELE SG-311. Как и ЦИАТИМ 221 может использоваться при температурах от -60 °С. Отличается тем, что хорошо работает в парах трения "металл-металл", выдерживает более высокие нагрузки и скорости вращения. Имеет цену, сопоставимую с ценой ЦИАТИМ 221.
- Пластичная смазка Molykote EM-60L. Имеет такую же морозостойкость, как и ЦИАТИМ 221, но уступает ему по термостойкости (+130 °С против +150 °С у ЦИАТИМ 221). Работает при высоких нагрузках и в запыленной среде.
- Пластичная смазка Huskey HVS-100 Silicone Grease. Работает при температурах от -43°С до +299 °C (они же – температуры застывания и плавления соответственно). Не растворяется в воде, нефтяных и растительных маслах, углеводородах, глицерине, разбавленных кислотах и щелочах. Имеет пищевой допуск NSF H1 на случайный контакта смазки с продуктами питания. Цена смазки очень высока.
Полный аналог ЦИАТИМ 221 найти очень сложно, но, по большому счету, он и не нужен. Приведенные в статье и другие аналогичные смазочные материалы имеют определенные сильные стороны, которые следует учитывать при выборе смазки для какого-то конкретного применения.
А вы используете ЦИАТИМ 221 или его аналоги? Пишите в комментариях:)
Читайте другие наши публикации:
Дисульфид молибдена в моторном масле: полезен или вреден
Дешевое синтетическое масло "Каждый день" 5w40. Можно ли его заливать в двигатель
Больше интересных статей - на сайте mirsmazok.ru
Если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!