Недавно поднимали интересную тему. Про еду. Точнее, про распределение еды в рамках семьи. И вспомнился случай, который я описывала однажды в своём блоге.
Почти два года назад писала я описания к пирогам. Для одной службы доставки. На заказ. В процессе выяснилось, что слово «тесто» нужно везде заменить на любое другое слово. К примеру не «спелые ягоды клубники на рассыпчатом песочном тесте», а «спелые ягоды клубники на рассыпчатой песочной основе».
Желание заказчика — закон. Тем не менее, я поинтересовалась, чем тесто-то не угодило. Оказывается ассоциация у потенциального покупателя такая: «тесто => толстеть => вредно». Я робко попыталась сказать, что на то он и пирог, чтобы, простите, пожрать и утолить голод, а не стол украшать.
И да, со мной тотчас согласились. Человек, жаждавший описаний так и сказал, что, в принципе, так-то оно, так, но мы ж с вами не жрём, мы ж продаём.
После третьего пирога с начинкой из картофеля и колбасок , завёрнутых в «хрустящую слоёную основу», я попыталась высказаться, что мы, разумеется, продаём. Но кому? Тому, кто хочет поесть. Если этот некто боится слова «тесто», его и слово «пирог», а уж тем более начинка из грудинки оттолкнёт. А если, всё-таки, поесть, то у каждого свои вкусы.
Человек пошёл на уступки. Разрешил про те пироги, которые явно «мужские» писать слово «тесто», ибо мужик, он, и правда, пожрать хочет.
Работаем дальше.
Заказчик: "Хммм... не знаю относится ли пирог с семгой к мужскому???"
Я: "Мммм... Не поняла".
З: "Ну, мужчины: тесто плюс мясо; девочки: рыба, рис, зелень, ОСНОВА;
дети: птица, сладкое, все натуральное..."
Я: "Шовинизм процветает? Девочки тоже не против сожрать мясо, честное слово. Это я как мать двух девочек говорю".
З: "Статистика и офисные опросы говорят об обратном..."
Я: "А вот морковный бисквит обе мои девочки на днях в этой самой пекарне есть отказались. Но я с удовольствием съела их порции".
З: "Девочки стесняются говорить об этом?"
Я: "Опросы в ресторанном бизнесе — ерунда. Знаете, как правильно собирать статистику, если у конкурентов, а не у своих? Садитесь в кафе с чашкой чая/кофе и записываете: 2 девы - 9 пирогов с мясом, 1 мальчик - пирожное картошка, бабуля - булочка ржаная, мама с мальчиком - два сэндвича с тунцом..."
З: "Говорить стесняются, а есть нет???"
Я: "Типа того".
З: Лицемерки одним словом".
Я: "Да. Но это система. И правила установлены мужчинами".
З: "А мы, доверчивые им верим, и все за чистую монету принимаем..."
Я: "Мужчины сами установили такие правила, а дамы когда-то на них согласились. Ну... Вариантов особо и не было. И те и другие играют роли, навязанные системой. Впрочем, ладно, возвращаюсь к сёмге. Но про статистику имейте в виду, что это как с опросом про семейное положение, когда замужних женщин в стране больше, чем женатых мужчин".
И ведь реально же, многие мужчины искренне убеждены, что мясо — это не для девочек. При этом эти же мужчины не откажутся от торта, который, вроде как, по этой логике, полагается детям.
Да что там мужчины? У меня сын и две дочери. Месяцев с восьми сын стал с аппетитом уплетать, курочку, индейку, котлетки из разного мяса. И я регулярно слышу от старшего поколения, что правильно, мол, так и должно быть, молодец, мужик растёт.
Интересно, что моя младшая дочь также предпочитает мясо всяким салатам и даже сладостям. Причём тоже месяцев с восьми. Но её за это никто не хвалил.
А ещё несколько лет назад мне надо было написать серию статей на тему «Как прожить неделю на...» или «Как прокормить семью на сто рублей в день». Здесь на Дзене сейчас подобные пользуются огромной популярностью. Материал я стала собирать на форумах, где эти темы обсуждались вживую. Так вот в процессе я выяснила, что в среднестатистической семье из мамы, папы, сына и дочки, где месячные расходы на еду составляют 15000 рублей или меньше, мясо достаётся или только папе или папе и сыну в большем количестве, чем «девочкам». Почему? Ну, вроде как, заведено так: мужчина => добытчик =>лучший кусок ему. В принципе, логика в этом есть: чем больше физической работы, тем больше требуется белка. Всё верно. Но не учитывался почему-то момент, что иные добытчики весь день сидят в офисе, а их супруги весь день на ногах, например, в магазине, а то и просто сидя в декрете, километры с коляской наматывают, пока добытчики сидят и добываю деньги. И даже если доходы супругов равны, всё равно, мясо сначала мужчине.
Ещё печальнее выглядела картина там, где на питание семьи уходило до 10000 рублей в месяц. Там часто до женщин не доходили и молочные продукты. Все питались так себе, а женщина, которая на всех готовит, хуже всех.
При этом, именно женщины обычно страдают от излишней полноты, что создаёт в обществе мнение, что есть им, действительно, нужно меньше. Хотя, на деле, любой диетолог скажет, что ограничивать нужно прежде всего быстрые углеводы. А долю белка в рационе увеличивать. Но нет, стереотипы говорят о том, что нужно просто «меньше жрать».
Но на практике же в семье, где денег настолько мало, что не хватает даже на полноценное питание для всех, еда остаётся для женщины порой единственным легкодоступным источником радости. Ведь денег нет, времени и сил (она ежедневно суп из топора изобретает и на бытовой химии тоже экономит, о роботах-пылесосах речи не идёт, в принципе, а иногда и просто о пылесосах), остаётся только еда. Но какая? Дешёвая, сладкая и калорийная. Килограмм сахара, пачка маргарина и килограмм муки выходят сильно дешевле белка и даже фруктов-овощей (кроме капусты и лука). Это дарит быструю радость. Отказ также тяжек,как от любой зависимости. Килограмм дешёвого овсяного печенья в ближайшем ко мне супермаркете стоит 39 рублей 90 копеек. Килограмм куриного филе там же обойдётся в 249 рублей. Разница очевидна. Хочется одновременно и сэкономить и порадовать себя хоть чем-то.
Недавно в одном обсуждении поднимался этот вопрос. И была полная недоумения реплика о том, что можно же в этих семьях ту же курицу, которая на неделю, поделить поровну, делит же женщина. Считаем? Вот есть у них та самая курица на неделю. На всех. Но добытчик денег — муж. Поэтому два бёдрышка ему на два дня на работу с собой. Детям — по голени (они же дети, растущие организмы, им надо белок). Всем — блины с мясом, срезанным со скелета. Или макароны по-флотски. Или ещё что-то. Всем — суп на курином бульоне. А маме остаются крылья. То есть курица всем досталась. Но мама получила меньше всех. И так изо дня в день.
Есть и ещё один момент. Женщина, которая вынуждена расходовать крайне малое количество денег на питание, больше времени проводит на кухне. А размеры порций ограничены в том числе размерам посуды, наличием времени, сил, вместимостью морозилки... К примеру, умещается на сковородку всего двенадцать котлет. Это или по три каждому, или по четыре всем, кроме неё. И вот уже можно не готовить лишний раз, если не есть самой. Не изобретать, не стоять у плиты. А сама? Можно съесть бутерброд, например, с колбасой, которая подозрительно дешевле мяса в пересчёте на килограмм.
А вроде бы, говорят, что у нас равенство. Такие вот наблюдения.